18 октября на страницах православного календаря можно увидеть важное событие — праздник Собора Московских святителей. В этот день принято думать о священнослужителях, которые в разные периоды отечественной истории возглавляли Московскую епархию. Праздник в честь памяти святителя Петра и других видных церковных деятелей создал патриарх Иов 5 октября 1596 года.
На протяжении многих десятилетий святители Алексий, Петр, Филипп, Иона и остальные покровители Москвы стояли на страже сохранения одного из главных направлений христианства. 18 октября — православный праздник, о котором стоит знать не только желающим разобраться в истории института Церкви. Святители тех лет оставили широкий отпечаток на истории всего государства. Ознакомимся с интересными фактами из их жизни.
Церковь под гнетом ига: святители Петр, Алексий, Иона и другие
1308–1326 годы — в этот период Церковь возглавлял святитель Петр. Он стоял у истоков централизации Руси. Годы его жизни пришлись на период татаро-монгольского нашествия и время, наполненное междоусобными войнами. Святителя Петра считают символом объединения русских земель. Он выступал за то, чтобы Москва стала центром Руси.
6 сентября, в день святителя Петра, об утешении молятся люди, страдающие от психических заболеваний. Его также вспоминают в моменты, когда необходима защита от врагов.
1328–1353 годы — преемником Петра стал святитель Феогност. В годы своего владычества служитель дважды посещал Орду, где ему удалось добиться особых условий для православной церкви. Хан требовал от священнослужителя плату со всего духовенства, но святитель твердо стоял на своем: за Церковью должны были сохраниться все ее прежние привилегии. Феогносту удалось заключить договор на своих условиях.
1354–1378 годы — служение наставника князя Дмитрия Донского святителя Алексия. Как и его предшественники, выступал за объединение русских земель под протекторатом Москвы. Пожалуй, святителя Алексия можно назвать одним из самых известных служителей тех лет. В наши дни ему молятся, чтобы найти утешение в душевных страданиях и освободиться от необоснованных придирок строгих руководителей.
1390–1406 годы — в этот период бразды правления переходят к святителю Киприану, который по праву может считаться реформатором. Он не только унифицировал церковное пение и музыкальные нотации, но и смог обратить в православие трех ханских вельмож — Бахтыя, Хидыря и Мамата, которые приехали из Орды в Москву.
1408–1431 годы — в течение нескольких лет Москва была лишена своего митрополита. Восстанавливать разворованное и пришедшее в упадок митрополичье хозяйство пришлось святителю Фотию. Митрополит активно выступал за прекращение междоусобных конфликтов. Примечательно, что в годы его правления прекратила свое существование секта стригольников, которая распространилась в Пскове.
1448–1461 годы — во главе Церкви встал святитель Иона. Он стал первым митрополитом Руси, независимым от Константинополя. Принято считать, что с приходом святителя Ионы началась история автокефальной Русской Церкви. Теперь собор русских епископов получил право самостоятельно избирать митрополита.
1473–1489 годы — на должность митрополита был избран святитель Геронтий. Он стал последним владыкой, который правил во времена татаро-монгольского ига. Именно Геронтий благословил Ивана III перед стоянием на Угре, которое решило судьбу русских княжеств. Власти ордынцев пришел конец.
Кровавое бремя — жизнь владык при Иване Грозном
1539–1542 годы — святитель Иоасаф возглавил церковную иерархию в период юности Ивана Грозного. Однако, когда сторонники Шуйского пришли к власти, они отказались признавать его и заставили покинуть Москву. 3 января 1542 года Иоасафа лишили сана и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь.
1542–1563 годы — на пост владыки взошел святитель Макарий, ставший первым в истории, кто совершил венчание на царство. Престол занял Иван Грозный.
В годы правления Макария в столице основали первую типографию. Здесь печатали священную и богослужебную литературу. В 1547 году Москву охватывает пожар. В городе остается чудотворный образ Богородицы. Рискуя жизнью, митрополит решает спасти святыню. Героизм стоил ему потери зрения на один глаз.
1566–1568 годы — в митрополиты избран подающий надежды боярин Филипп. Судьба святителя оказалась трагичной. Он часто критиковал Ивана IV за чрезмерную жестокость и неоправданные кровопролития. За это был сослан в тверской Отроч монастырь. 23 декабря 1569 года священнослужителя задушил Малюта Скуратов.
Владыки против интервенции — роль святителей в освобождении государства
1587–1605 годы — пост патриарха впервые занял святитель Иов. Владыка поддерживал притязания Бориса Годунова на царский трон. В эпоху Смуты святитель Иов разоблачил Лжедмитрия, указав на его истинное имя — Григорий Отрепьев. В январе 1605 года владыка отлучил от церкви самозванца и всех его сторонников. Весной этого же года умирает Борис Годунов. Власть захватывают польские интервенты во главе с Лжедмитрием. Святитель Иов отказывается признавать власть захватчиков. За это его ссылают в Старицкий Успенский монастырь. 19 июня 1607 года пожилой святитель умирает.
1606–1612 годы — на плечи нового патриарха ложится тяжкое бремя. Святитель Ермоген встает во главе Русской Церкви в тот момент, когда в московских землях властвуют польские интервенты. Отказываясь смириться с незаконным захватом престола, Ермоген решительно выступает против Лжедмитрия I. Патриарх вдохновляет народное ополчение и рассылает по стране призывы к борьбе с захватчиками. Его отвага и глубокое стремление сохранить православные традиции ведут его к переговорам с Лжедмитрием. Однако усилия Ермогена вернуть правителя на родину оказываются тщетными.
Буйный характер святителя не остается безнаказанным — поляки смещают Ермогена с Патриаршего престола и заключают его под стражу в Чудов монастырь. Здесь он встречает свою кончину. Святитель-борец умирает от голода.
Дедушка Николая Дроздова, Апостол Алтая и старец всея Руси
1821–1867 годы — во главе Церкви встает дальний родственник известного зоолога Николая Дроздова. Святителя Филарета по праву можно считать «отцом русской Библии». Он был инициатором перевода главного священного писания на русский язык.
1868–1879 годы — на московскую кафедру назначен святитель Иннокентий. Известен переводом молитв «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и Символ веры. Обратил в православную веру не одну тысячу жителей Восточной Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов.
1912–1917 годы — московской кафедрой руководит святитель Макарий. Прежде чем занять пост владыки, многие годы руководил духовной миссией на Алтае, за что получил громкое прозвище — Апостол Алтая. После Февральской революции был низложен.
1917–1925 годы — первым патриархом России после возобновления этого поста стал святитель Тихон. Неоднократно сталкивался с преследованиями со стороны советской власти.
1925–1937 годы — в день похорон святителя Тихона обязанности патриарха были возложены на будущего священномученика Петра. Служение пришлось на тяжелые времена: тысячи служителей Христа находились в ссылках, а Церковь переживала расколы. Тем не менее Петр смог сохранить терпимые отношения с советской властью. В ноябре 1926 года был приговорен к трем годам ссылки в поселок Хэ, расположенный за полярным кругом. Впоследствии срок заключения продлили. В 1937 году Петр был расстрелян.
Читайте также:
Покров Пресвятой Богородицы: происхождение, дата, приметы
День ангела: у кого именины сегодня в среду, 2 октября
8 октября — праздник Сергия Радонежского: что известно о святом