Ксения Собчак, ныне активная участница президентской гонки, вошла сначала в светский столичный, а потом и политический бомонд прежде всего как дочка Анатолия Собчака. А чуть позже и как «крестница» Владимира Путина, который был многим обязан её батюшке, давшему старт его нынешней карьере.
Впрочем, ныне такое наследство начинает Ксению, мягко говоря, тяготить. Всеми силами она стремится в чём-то выйти из тени памяти отца, но ей о нём постоянно напоминают. Одни настаивают, что Собчак-старший разворовал весь Питер, а дочка продолжит его дело. А ветеран Жириновский напомнил Ксении, критиковавшей конституционные положения о статусе президента, что как раз её отец и несёт ответственность за все конституционные неурядицы.
Но главное — Собчак остаётся в нашей политической жизни прежде всего как крёстный отец (в прямом смысле) всего нынешнего политического топа России. Его аспиранты — Козак, Греф, Медведев — вошли в политику как гавроши, в качестве расклейщиков агитационных листовок своего научного руководителя. Сам Собчак в это же время с матюгальником стоял у станции питерского метро и, превозмогая звон трамваев, делился с прохожими своей предвыборной программой.
И тот съезд народных депутатов СССР — это не только и не столько Ельцин, сколько Собчак. В невиданном в тех кремлёвских залах, вызывающем клетчатом пиджаке он с трибуны съезда учит демократии вице-премьеров, заявляя, что не он перед ними, а они обязаны отчитываться перед ним как народным депутатом. А премьера Рыжкова он допекает тамбовским окороком, о котором глава правительства якобы слыхом не слыхивал.
Выступления Собчака воспринимаются как концертные номера. Его популярность в тот момент зашкаливает. Не удивительно, что его избирают в Ленсовет, а потом и в мэры города. Причём титул этот его не пережил, преемники предпочли вновь стать губернаторами.
Но вокруг него в Смольном — Путин, Медведев, Козак, Кудрин, Греф, Миллер, Зубков, Чубайс и даже Мутко. Словом, весь список нынешнего справочника «Ху из ху в современной России». Причём не надо думать, что именно президентство Путина привело их всех в Кремль. Чубайс и Кудрин играли немаловажную роль в первых реформаторских правительствах.
Операция и эмиграция
Каким Собчак был мэром — вопрос не праздный. Его часто обвиняли в том, что он запустил город, увлёкшись внешней стороной своего мэрства с бесконечными зарубежными поездками, фестивалями и прочей светской мишурой. Не добавило ему популярности и порой вызывающее поведение супруги, решившей, что она как минимум соправительница города на Неве. Ну а мстительные телевизионщики из невзоровской команды то фиксировали дочь Ксению в очередном ночном клубе, где витал дух кокаина, то возмущение соседей, столкнувшихся с затяжным ремонтом новой мэрской квартиры в самом сердце города.
Одновременно в Париже издают его книги с неадекватными гонорарами. Что воспринимается как завуалированная взятка за некие уступки французским интересам в самом Питере. Об этом открыто пишет в своей книге «Собчачье сердце» бывший помощник Собчака Шутов, обвинённый впоследствии в организации убийств.
Так или иначе, но мэрские выборы Собчак проигрывает. Но главная проблема — это возбуждённая ревность самого Ельцина, которому внушили, что питерец нацелился на президентство. А дальше — почти детективная история срочной эвакуации Собчака из военно-медицинской академии на частном самолёте в Финляндию, за которой стоял добро помнящий Владимир Путин.
Из парижского небытия Собчака, естественно, возвращает Путин, идущий на свои первые президентские выборы. Но успевший стать его доверенным лицом Анатолий Собчак умирает при странных обстоятельствах в Калининградской области. О его смерти ходило немало слухов. Но главное — он ушёл из жизни накануне своего безусловного возвращения в большую политику.
Но вернёмся к дочке, явно нацелившейся на заметное место в нашем политическом истеблишменте. Тем более что для питерских она генетически своя. В прямом смысле — плоть от плоти учителя. Другое дело, какую роль ей предложат. Вот небезызвестный Гозман уверен, что ей позволят возглавить ручную либеральную партию, которая и станет могильной плитой над всем русским либерализмом. Но время покажет, что дочке Собчака реально по плечу.