Ни глобальный карантин по случаю коронавирусной пандемии, ни прерванное авиасообщение между Россией и Европой, ни личные санкции, наложенные на Дмитрия Козака, не помешали ему срочно прибыть в Берлин для конфиденциальных консультаций в узком кругу. Собственно, основная повестка таких консультаций не могла быть большим секретом. В своей новой ипостаси заместителя главы администрации президента Козак курирует именно отношения с постсоветскими странами. А потому круг вопросов для встречи в Берлине будет касаться прежде всего проблем, связанных с разрешением кризиса вокруг Донбасса.
Изначально было понятно, что основную часть своего рабочего времени Дмитрий Козак будет посвящать проблемам отношений с Украиной. Тем более кому, как не уроженцу этой бывшей советской республики, заниматься модификацией связей со своей малой родиной. Известны и его неплохие наработанные контакты с главой офиса украинского президента Владимира Зеленского Андреем Ермаком, которого Дмитрий Олегович даже благодарил за позитивное участие в подписании последнего газового соглашения.
Между тем, с одной стороны, под грузом новых неожиданных проблем украинская тема стала отходить в российской повестке явно на второй план. С другой — в Москве в последнее время было заявлено, что новый четырёхсторонний саммит в «нормандском формате» просто нецелесообразен, учитывая, что прежние решения «четвёрки» так и остались невыполненными. За исключением, пожалуй, обмена пленными. Не помогли даже встречи Владимира Путина со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном. А потом и сами европейские гранды погрузились в пучину контрвирусных мероприятий. Всем было явно не до Донбасса, не до продолжающихся обстрелов позиций тамошних ополченцев украинскими атошниками.
И вот спешный визит Козака в Германию, вопреки всем, казалось бы, сложившимся обстоятельствам. Объяснений такому броску на берега Шпрее и сенсационному приглашению может быть несколько. Прежде всего, Германия раньше других стран выходит из карантинных ограничений, возвращаясь к обыденной жизни. В субботу там возобновляется даже футбольный чемпионат. А восстановление нормального образа жизни допускает и возвращение к прежним внешнеполитическим материям, в сфере которых в последнее время Германию стала напористо теснить всё более активная Франция. Активизация дипломатии на разных фронтах — это ли не доказательство всеобщего восстановления?
Германия никогда не отказывалась от роли привилегированного партнёра России на Западе, которая стала складываться при Владимире Путине. Тем более что в Москве явно оценили сделанное на днях заявление германского МИД о единоличной ответственности Третьего рейха в развязывании Второй мировой войны. А потому, видимо, Дмитрию Козаку поручена ещё и роль спецкурьера, который привёз некое личное послание Путина немецким партнёрам. Часто такую информацию нельзя доверить не то что видеосвязи, но даже посольству.
В целом такой блицвизит — демонстрация высокой степени взаимного доверия: Москва возвращается к затухшим переговорам, делая значимый жест в адрес именно Берлина, а Германия, в свою очередь, демонстрирует, что может презреть условности, связанные с антироссийскими санкциями.