04 августа 2022 в 03:25

Любить нельзя убить: казнь студента в Египте покажут в прямом эфире

Убийство девушки сокурсником раскололо арабское общество. Многие встали на сторону отвергнутого возлюбленного, совершившего преступление из ревности

Фото: Shutterstock/FOTODOM

В Египте готовятся казнить 21-летнего студента за убийство возлюбленной. Причем исполнение приговора покажут по национальному телевидению. Вот уже несколько месяцев арабская общественность бурно обсуждает гибель 21-летней Наиры Ашраф — студентки, которая погибла от рук возлюбленного — своего сверстника Мохамада Аделя. С 20 июня, когда произошло это преступление, арабские СМИ ежегодно публикуют новые детали «дела Мансуры» (университета, где учились парень и девушка). Проблема насилия над женщинами в Египте беспокоит мировые правозащитные организации уже не первый год, однако именно смерть Наиры вызвала небывалый резонанс.

 

Египетские Лейла и Меджнун

В социальных сетях многие арабы сравнили парня с легендарным поэтом доисламского периода Меджнуном, чье имя переводится с арабского как «обезумевший». История Меджнуна и Лейлы — один из главных романтических сюжетов арабского фольклора. Поэт-бедуин полностью лишился рассудка, когда отец Лейлы не дал согласия на брак Меджнуна с дочерью, а затем и вовсе выдал девушку за другого. Обезумевший юноша покинул общество и до конца жизни бродил по барханам, сочиняя стихи о любви. У этой сказки есть много разных версий, но большинство всегда заканчиваются трагично.

В истории Аделя и Меджнуна, на первый взгляд, действительно есть что-то общее. Молодой человек, как и поэт, не смог добиться расположения родителей девушки, которые выставили бедного студента за дверь. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается. Обезумев после такого унижения, Адель начал следить за девушкой и вместо стихов строчить угрожающие письма. На суде он рассказал, что надеялся напугать любимую и вынудить ее стать его женой.

Я боялся, что она может полюбить кого-то другого, и решил ее убить. Я даже подумывал оставить ее голову себе, потому что любил ее глаза, — признался обезумевший египтянин.

Наира Ашраф Наира Ашраф Фото: Социальные сети

В некоторой степени между Наирой и ее убийцей и впрямь существовал некий флер романтики. Но она всегда держала парня на расстоянии и говорила, что хочет посвятить себя карьере, а не выходить замуж (из-за чего ее позже прозвали «мученицей науки»). После того как девушка окончательно бросила Аделя, в университете пошли слухи, что она вступила в половую связь с другим парнем, который пообещал снять её в некоем фильме. Хотя это было неправдой (позже судмедэксперты подтвердили, что у девушки не было никакого сексуально опыта), Адель купил зубчатый нож и две недели вынашивал мысли о «возмездии». В роковой день 20 июня по пути в университет он увидел в автобусе Наиру с подругой и решился на страшный поступок.

Когда она вышла, то была немного впереди меня. Я вынул нож и схватил ее. Люди пытались отбить ее, но я помахал ножом и предупредил, чтобы они отошли. Я зарезал ее, и только после того, как закончил, какие-то люди схватили меня и увели от нее. Вот что тогда произошло, — говорил убийца.

Сначала Адель не придерживался никакой линии защиты. Изображая из себя Меджнуна, он просил похоронить себя рядом с любимой. Впрочем, позже, осознав всю серьезность ситуации, студент начал утверждать, будто сама девушка вынудила его на такой шаг. Якобы она угрожала прислать к нему головорезов.

Мохаммед Адель Мохаммед Адель Фото: Социальные сети

Казнить нельзя транслировать

Несмотря на попытки некоторых оправдать парня, среди судей сочувствующих не нашлось. Видеозаписи с места преступления, на которых Адель избивает Наиру и затем прыгает над ее мертвым телом, заставили их содрогнуться. После недолгого судебного разбирательства, которое длилось всего несколько дней, Аделя признали виновным и приговорили к смертной казни.

Суд заявляет, что он не смог испытать милосердия к тому, кто сам его не проявлял... Твоя смерть принесет гораздо больше пользы обществу в качестве урока для других, чем если мы позволим тебе жить, — заявил судья Бехаэддин Али при оглашении приговора.

По египетским законам приговоренных к смерти казнят через повешение. Сначала вердикт утверждает верховный муфтий (духовный лидер), а затем дело передают президенту на подпись. Согласно статьям 473 и 474 Уголовного кодекса Египта, смертная казнь должна осуществляться в тюрьме в присутствии ограниченного числа людей, например тюремного надзирателя, врача и адвоката осужденного. Если же за действом захочет понаблюдать кто-то еще, для этого необходимо получить разрешение. Обычно это долгая процедура.

Однако такой порядок суд города Эль-Мансура не устроил. В конце июля он еще больше ужесточил вердикт, потребовав, чтобы казнь молодого человека показали в прямом эфире. Поскольку египетское законодательство не предусматривает такие «стримы», судьям пришлось направить запрос в египетский парламент. Они потребовали внести в Уголовный кодекс поправку, которая разрешила бы трансляцию казни. Судьи уверены: чтобы такое преступление не повторилось, нужно, чтобы египетская общественность воочию увидела, как Адель болтается в петле.

В принципе, египетское законодательство не запрещает показ первых стадий казни. Предварительные процедуры осуществления смертных приговоров уже транслировали по египетскому национальному телевидению в 1998 и 2019 годах, когда казнили убийц и террористов.

Даже если транслировать только самое начало казни, это произведет больший эффект, чем просто зачитывание смертного приговора, — говорится в письме.

Инициатива суда Эль-Мансуры вызвала смешанную реакцию у египтян. Некоторые считают, что подобные меры излишни, так как сакрализация насилия и идей мести государством приведет к тому, что крови станет больше. Другие же, напротив, приветствуют эту идею — мол, они хотели бы своими глазами увидеть, «как казнят это грязное животное». Иные же полагают, что трансляция смертной казни допустима, но вовсе не для того, чтобы «порадовать и успокоить публику», для которой история убийства Наиры стала увлекательным сериалом.

Трансляция сцен насилия и казни будет только подпитывать насилие, а не ограничивать его. Эта мера была бы более подходящей для более частых преступлений, таких как изнасилование, особенно детей. В этом случае публичная казнь могла бы стать сдерживающим фактором для подобных преступлений, — сказала агентству Al-Monitor профессор социологии египетского Университета Бенха Хала Мансур.

На нее напали, когда она вышла из автобуса возле своего университета На нее напали, когда она вышла из автобуса возле своего университета Фото: Социальные сети

Хиджаб всех спасет?

Несмотря на резонанс, который получило дело Аделя, маловероятно, что ближневосточные общества быстро изменятся. В течение месяца после убийства студентки по странам региона прокатилась целая волна похожих случаев: в Иордании парень, по всей видимости, вдохновленный египетской историей, убил свою девушку в университете, в Эмиратах мужчина нанес более 10 ножевых ударов своей жене, а в том же Египте по подозрению в убийстве известной телеведущей Шаймы Джамал был арестован ее муж.

Чаще всего арабы в ситуациях с изнасилованием или убийством винят самих девушек. Взять то же «дело Мансуры» — вскоре после преступления уважаемый египетский шейх Мабрук Атиа выпустил видеообращение, в котором призвал девушек носить хиджаб, если они хотят жить. Он заявил, что Наира сама виновата в своей смерти: мол, будь она покрыта, ничего такого бы не произошло.

Если так и будете ходить с распущенными волосами, касающимися щек, и носить обтягивающую одежду, вы просто привлечете внимание человека, который убьет вас. Женщина должна носить хиджаб, чтобы жить, и широкую одежду, чтобы не соблазнять молодежь. Если вам дорога ваша жизнь, выходите из дома в хиджабе. Иначе, если вас увидит человек, у которого нет денег, чтобы жениться, он убьет вас, — поделился советом шейх.

Конечно, не все согласились с муфтием. В социальных сетях началась кампания по его «отмене», а на телевидении его слова обсуждали даже больше, чем само убийство.

Ты советуешь женщинам носить хиджаб не для того, чтобы угодить Аллаху, а для того, чтобы не быть убитыми? И это твое мнение о религии? Это ни что иное как фетва, которая оправдывает убийство тех, кто не носит хиджаб, — сказала телеведущая Радва Эль-Шербини.

Впрочем, нашлись и те, кто согласились с шейхом и встали на сторону парня. Сириец Махмуд Кара из Турции предложил семье убитой 10 миллионов египетских фунтов (более трех миллионов рублей), чтобы они отозвали свое обвинение.

Я оплакивал Наиру, но я не хочу, чтобы Мохаммад тоже умер, ведь на самом деле он трудолюбивый и добрый человек. Да, он ошибся, но кто из нас не ошибается, — заявил сириец.

Многие боятся публично высказываться в поддержку убийцы, вместо этого они оплачивают услуги его адвоката. Юрист признался что получает многомиллионные гонорары от «самаритян из Египта и Греции».

В итоге вместо превращения в урок для потенциальных насильников история Аделя напугала самих жертв насилия — арабских женщин. Многие из них теперь добавляют к своим изображениям хиджаб в фотошопе, прежде чем грузить их в Сеть.

Тем временем «дело Мансуры» получило новый поворот. Так, 3 августа кто-то слил в интернет видеозаписи с изуродованным ножевыми ранениями телом Наиры из морга, и теперь правоохранительные органы пытаются вычислить нарушителя. Так что у семьи убитой даже нет времени оплакать потерю.

Хасан Кассем
Хасан Кассем