Атака танкеров в Ормузском проливе, на борту одного из которых, предположительно, находились российские граждане, может быть сознательной провокацией Ирана. Однако не исключено, что за диверсией могли стоять и другие силы, наоборот желающие «подставить» Исламскую Республику. Об основных версиях и причинах этого странного происшествия — в материале News.ru.

В МИД РФ проверяют информацию о россиянах, которые могли быть в составе экипажа танкера Front Altair, загоревшегося в Оманском заливе утром 13 июня. Как сообщает норвежская газета Verdens Gang со ссылкой на компанию-судовладельца, экипаж судна состоял из граждан России, Грузии и Филиппин. Моряки танкеров Front Altair и Kokuka Courageous эвакуированы. По информации агентства IRNA, спасательное судно Исламской Республики доставило 44 моряков с обоих танкеров в иранский порт Джаск. Также поступила информация, что в зоне бедствия работают корабли 5-го флота США.

Танкер Front Altair перевозил более 70 тысяч тонн нафты — побочного продукта переработки нефти, выполняя заказ для тайваньской госкомпании CPC Corp., а судно Kokuka Courageous — метанол. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники в CPC Corp., Front Altair загорелся в результате попадания торпеды. Причина возгорания второго судна не уточняется, известно лишь, что его повреждения менее существенны.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Обращает на себя внимание тот факт, что первыми о двух танкерах, терпящих бедствие, сообщили иранские СМИ. По некоторым данным, иранское спасательное судно, эвакуировавшее членов экипажей танкеров, прибыло в район бедствия с военно-морской базы Бандар-Джаск и могло иметь на борту «оборудование, предназначенное для запуска торпеды». Кроме того, инцидент вроде бы ложится в общую картину роста напряжённости в регионе на фоне санкционной войны против Ирана. 12 июня сообщалось о пожаре на иранской нефтяной платформе в Персидском заливе, персонал которой в составе 14 человек якобы пришлось эвакуировать на вертолёте. Впоследствии сообщение было удалено из Сети, что может свидетельствовать о том, что это или фейк, или кто-то пытается скрыть информацию, поскольку региональные СМИ напрямую стали связывать этот инцидент вроде как с «местью Ирана за вчерашнюю атаку».

Это не первая резонансная и в то же время загадочная атака на гражданские суда в регионе, в которой обвиняют Иран. 12 мая в порту Объединённых Арабских Эмиратов Фуджейра были повреждены два саудовских, один норвежский и один нефтяной танкер ОАЭ. Помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон напрямую связал инцидент с иранскими морскими минами. В свою очередь специалисты из Эмиратов, Саудовской Аравии и Норвегии в совместном расследовании пришли к выводу, что танкеры были атакованы подводными аппаратами и в этот момент в районе «находилось иранское судно, которое могло координировать их действия». В Тегеране отрицают обвинения, называя произошедшее провокацией — с целью оказания давления на Иран со стороны Израиля, США и союзных им монархий Персидского залива.

Нападения на гражданские суда происходят на фоне обострения отношений между Ираном и США и угроз Исламской Республики перекрыть Ормузский пролив, соединяющий Персидский и Оманский заливы. Возможно, Иран сознательно «повышает ставки» в переговорах и демонстрирует решимость и готовность к силовому противостоянию, ориентируясь в том числе на свою внутреннюю аудиторию, которая напрямую испытывает ущерб от санкций. Формально в эту же логическую цепочку встраиваются недавний обстрел «зелёной зоны» Багдада (дипломатического квартала), за которым вроде как стоит одна из фракций проиранского ополчения, ракетные обстрелы и атака йеменскими повстанцами-хуситами (контактирующими с иранскими спецслужбами) на саудовский нефтепровод, совершённая 14 мая.

Кирилл Семёнов, руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития:

Фото: MUSAVAT.COM
В данной ситуации имеют право на существование по крайней мере две версии. С одной стороны, Иран может сознательно пойти на обострение ситуации. И в этом случае тот факт, что первыми сообщают об инциденте иранские СМИ, говорит о том, что руководство Исламской Республики таким образом демонстрирует решительность внутренней аудитории, лояльной режиму аятолл. В этом случае нет необходимости брать на себя ответственность — достаточно лишь сообщить об аварии, и все всё поймут.
С другой стороны, это, вполне возможно, может быть провокацией со стороны Саудовской Аравии с целью «подставить» Иран и сделать обострение конфликта между Исламской Республикой и Западом необратимым.

Юрий Лямин, независимый военный эксперт:

Пока сложно делать какие-то заключения, исходя из первичной информации. Если сообщение о торпеде верно, то, вероятно, она была запущена с подводной лодки. Подводные лодки есть у Ирана и Пакистана, а также у американского флота, которые там постоянно находятся. Также подводные лодки есть, например, у Израиля и Египта, но эти страны расположены на относительном удалении от акватории Оманского залива. Впрочем, торпедные аппараты есть и на надводных кораблях, и даже на специальных торпедных катерах.
Что касается версий, то я был бы очень осторожен в этом вопросе. С одной стороны, Иран открыто называет действия США «экономической войной» и терроризмом и заявляет, что возросшая напряжённость в регионе является их следствием. При этом из-за американских санкций резко упал иранский нефтяной экспорт, намного сильнее, чем многие ранее предполагали. А иранцы предупреждали, что если они не смогут экспортировать нефть, то без последствий это не оставят. При этом у Тегерана есть все возможности и ресурсы для проведения подобных диверсионных операций.
С другой стороны, ни в коем случае нельзя сбрасывать вероятность провокаций, причём даже не со стороны США, а кого-либо из их региональных союзников. Желание расправиться с Ираном с помощью США у них велико.