Решение общего собрания клубов Российской премьер-лиги (РПЛ), подавляющим большинством голосов (15 против одного) проголосовавших за расширение лиги с 16 до 18 команд с сезона-2020/2021, ещё должно быть утверждено исполкомом Российского футбольного союза (РФС). News.ru разбирается, хороша ли эта идея или она принесёт нашему футболу больше вреда, чем пользы.

Ещё один неоднозначный проект

Сразу стоит отметить, что в последний раз в элитном дивизионе российского футбола было 18 клубов в сезоне 1997 года, после чего количество команд сократилось на две, и это количество оставалось стабильным более двадцати лет. Хотя предложения о расширении периодически появлялись и исчезали, так и не найдя серьёзной поддержки.

Но теперь игра пошла по-крупному. На сей раз инициатором увеличения числа клубов в РПЛ выступил президент ЦСКА Евгений Гинер. Он же, напомним, девять лет назад стал апологетом перевода российского футбола на принятую в большинстве стран Европы систему «осень — весна» и при поддержке других топ-клубов фактически продавил этот переход с сезона-2011/2012. Кстати, особой выгоды нашему футболу эта трансформация не принесла, зато в низших лигах от неё до сих пор, мягко говоря, не в восторге.

Вот и сейчас идея о возвращении формата премьер-лиги с 18 командами (а в будущем, возможно, и с 20) выглядит неоднозначным проектом, у которого есть как плюсы, так и минусы.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

К первым, безусловно, относится увеличение числа матчей, проводимых каждой командой: с 30 (при 16 клубах) до 34 (при 18). Ведь мы постоянно слышим сетования со стороны футболистов и тренеров, что мы проводим слишком мало матчей и гораздо лучше чаще играть, чем тренироваться. К тому же четыре «лишние» встречи (по две домашние и выездные) дают возможность клубам получить дополнительный доход от реализации билетов, атрибутики проводимых на стадионе в «матчдэй» мероприятий.

Ещё одним плюсом можно было бы назвать более эффективное использование арен, построенных к чемпионату мира — 2018. И действительно, уже с ближайшего сезона премьер-лига получит в своё распоряжение ещё один современный стадион — «Фишт», на котором будет принимать соперников дебютант РПЛ «Сочи». Таким образом, в премьер-лиге окажутся уже семь клубов, выступающих на аренах ЧМ-2018: это, помимо сочинцев, питерский «Зенит», московский «Спартак», казанский «Рубин», «Ростов», самарские «Крылья Советов» и «Урал» из Екатеринбурга.

Кроме того, другой новичок премьер-лиги — футбольный клуб «Тамбов» — ввиду отсутствия в городе стадиона, отвечающего всем требованиям РПЛ, принял решение дебютные домашние матчи в премьер-лиге сыграть на «Мордовия Арене» в Саранске, а затем временно перебраться в Волгоград. Таким образом, ещё два стадиона, принимавшие поединки чемпионата мира, будут задействованы на уровне элитного дивизиона. Но, согласитесь, нельзя назвать нормальной ситуацию, когда болельщики той или иной команды лишены возможности видеть её матчи в своём городе.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Рост «экстрим-футбола» на «душу населения» РПЛ

Впрочем, отношение у многих функционеров и специалистов к расширению премьер-лиги скорее позитивное — пусть и с некоторыми оговорками. Президент петербургского «Зенита» Александр Медведев, например, признался корреспонденту News.ru, что его клубу экономически выгодно было бы проводить больше матчей на суперсовременной «Газпром Арене», но при этом важно не допустить повторения истории с махачкалинским «Анжи», который в завершившемся сезоне едва не снялся с турнира, поскольку руководство Дагестана отказалось финансировать клуб, а частных инвесторов в республике так и не нашлось.

Бывший полузащитник московских «Локомотива», «Спартака» и «Торпедо» Динияр Билялетдинов тоже не против увидеть в РПЛ 18 клубов, но не уверен, что эту затею можно воплотить на практике.

Расширение премьер-лиги — это хорошая идея, но я не знаю, как в наших нынешних реалиях её можно осуществить. Денег на содержание клубов становится всё меньше, равно как и команд, способных потянуть участие в турнире на высшем уровне. Кто эти два «лишних» клуба, которые захотят участвовать в чемпионате и нести серьёзные убытки? — задался Билялетдинов вопросом в беседе с корреспондентом News.ru.

Вот здесь мы плавно переходим к минусам предлагаемого расширения РПЛ, которых видится объективно больше, нежели плюсов. Самая больная для нашей страны с суровым климатом проблема — календарь чемпионата. После перехода на систему «осень — весна» пришлось увеличить количество матчей, проводимых в экстремальных погодных условиях — в начале декабря, а также в конце февраля — начале марта. Если же теперь играть клубам придётся на четыре тура больше, количество «экстрим-футбола» на «душу населения» РПЛ тоже вырастет. Матчи станут проводиться и в середине декабря, и в разгар февральских метелей. Иного выхода нет — к середине (или в лучшем случае к концу) мая турнир должен быть завершён...

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Спасут ли идею расширения «дресс-код» и «фейсконтроль»?

Ещё одна серьёзная проблема, о которой упомянул Билялетдинов, — поиск кандидатов, реально способных занять дополнительные вакансии в премьер-лиге. Ведь, как говорится, в лоб эти «бесплатные путёвки в Сибирь» командам, занявшим третье и четвёртое места в первом дивизионе (первая и вторая команды Футбольной национальной лиги — ФНЛ — вольются в РПЛ автоматически, по спортивному принципу), не вручишь: а вдруг у них стадиона приличного нет, как у того же «Тамбова», или финансирование на ладан дышит? Нет, таких «бедных родственников» в элитный дивизион пускать — себе дороже.

Значит, придётся устраивать нечто вроде тендера: кто из занявших места в ФНЛ пониже готов потянуть участие в премьер-лиге? Конечно, всё это в обход спортивного принципа, но зато даёт хоть какие-то гарантии, что этот «внеконкурсный» выходец в высший дивизион хотя бы не «загнётся» прямо по ходу турнира.

Пожалуй, в предыдущем абзаце мы и нашли рецепт, как сделать процесс расширения премьер-лиги наименее болезненным. Руководство РПЛ должно максимально ужесточить требования к лицензированию клубов, чтобы в элитный клуб попадали только те, у кого будет соответствующий «дресс-код». То бишь наличие хорошего стадиона, достойного финансирования и приличной футбольной инфраструктуры.

Правда, не всякое соответствие «дресс-коду» автоматически гарантирует и успешное прохождение «фейсконтроля». Иными словами, даже наличие всех условий для развития футбола не означает, что обладающий ими клуб будет поражать воображение зрелищным и качественным футболом. А это чревато тем, что общий уровень футбола в премьер-лиге — именно за счёт появления в ней вот таких «сереньких мышек» — неизбежно снизится. И это ещё один серьёзный минус вероятного расширения лиги.

Нет сомнений, что в высших кабинетах и коридорах власти данный проект тоже всесторонне обсуждается и изучается. Не случайно же министр спорта Павел Колобков осторожно заявляет, что решение по увеличению команд в премьер-лиге будет в любом случае непростым, а бывший глава РФС и экс-спортивный министр Виталий Мутко и вовсе считает расширение РПЛ на данный момент «экономически нецелесообразным».

Поэтому не следует думать, что на ближайшем заседании исполкома РФС, которое запланировано на вторую половину июня, состоится лишь формальное утверждение принятого общим собранием РПЛ решения. Ситуация, как видим, далеко не однозначная. И не факт, что расширению премьер-лиги дадут «зелёный свет».