«ЯндексGo» уведомил таксиста, разместившего на заднем стекле своего автомобиля буквы V и Z и поддерживающего спецоперацию России на Украине, что для него «приоритет по заказам временно не действует» и что «размещать рекламу на автомобиле можно только по согласованию с „ЯндексТакси“». Таким образом, водитель такси начал получать меньше денежных заказов и его заработок существенно сократился. Подробнее — в материале NEWS.ru

Таксист Максим из Мытищ поддержал спецоперацию России на Украине с самого начала и наклеил буквы V и Z из белого скотча на заднем стекле своего автомобиля. Он ездит на арендованном Kia Rio. Раз в десять дней машина проходит проверку на соответствие правилам бренда «Яндекс.Такси». С брендированием у машины будут дополнительные баллы приоритета при распределении заказов.

Для прохождения фотоконтроля через приложение «ЯндексPro» таксист отправляет в сервис фотографии автомобиля — виды сбоку, спереди, сзади и фото салона. В течение марта он прошёл две проверки на брендирование. Однако в среду, 30 марта, после очередного фотоконтроля сервис прислал ему уведомление на таксометр о том, что «приоритет по заказам временно не действует».

Фото: Максим Петров /Личный архив

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Мы проверили брендинг на вашем автомобиле, есть замечания: брендирование не соответствует требованиям сервиса. Размещать любую рекламу на брендированном автомобиле можно только по согласованию с „ЯндексТакси“», — говорится в сообщении агрегатора.

И почему они назвали это рекламой? Наоборот, это порыв души. Даже на автобусах общественного пользования есть такие наклейки, и никто их не снимает. Получается, что я попал под санкции «Яндекса»? Они убрали мне коэффициент. Буду меньше зарабатывать. На мне и моей семье это скажется. Ничего себе «Яндекс» меня наказал. Нашли рекламу, тоже мне, — возмущается Максим.

По его словам, последствия снижения приоритета в получении заказов оказались ощутимыми. В среду он не смог заработать на оплату аренды автомобиля 1800 рублей в сутки. «Хорошие заказы мне теперь не идут, как раньше, или идут через раз», — добавил Максим.

Юрист Кирилл Митягин считает, что «Яндекс.Такси» неверно обозначил в уведомлении объект рекламирования.

Буквы V и Z не могут быть рекламой. Здесь отсутствует объект рекламирования с точки зрения «Закона о рекламе». Рекламировать можно товар, средство его индивидуализации, например товарный знак или какое-то мероприятие. Пока с буками V и Z нет товаров на рынке. Возможно, они появятся в будущем. Таксисту следовало поинтересоваться в «ЯндексТакси», что он рекламирует? — сказал Кирилл Митягин NEWS.ru.

При этом, по его словам, в руководстве по оформлению автомобиля «Яндекс.Такси» на стр. 30 обозначено, что «использование наклеек, которые не указаны в руководстве по оформлению автомобиля, запрещено. Это может служить препятствием к прохождению фотоконтроля». Конкретные случаи наклеек, которые помешают фотоконтролю брендинга, также указаны. Двукратное прохождение фотоконтроля брендинга Максимом в течение марта может быть связано с субъективным моментом, считает адвокат.

Кирилл Митягин отметил, что «Яндекс.Такси» поступил по отношению к таксисту некорректно, не пояснив ему, почему наклеенные буквы V и Z нарушают правила брендирования, и предлагая поработать за меньшие деньги и согласовать в качестве рекламы то, что рекламой не является.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

При этом Яндекс допускает специальные наклейки, например со знаками собственных сервисов («Еда», «Лавка») и даже хоккейных клубов «Авангард» и «Сибирь». «Такие наклейки особенно нравятся горожанам, и мы их тоже очень любим», — говорится в правилах агрегатора.

Владелец автопарка такси Василий, комментируя этот случай, сказал NEWS.ru, что работа, причём любая, а не только в такси, должна быть вне политики. Если автомобиль в собственности водителя (таксиста), то он волен размещать на нём всё что душе угодно, естественно, в рамках закона. А если авто арендованное, то размещение любых рекламных или агитматериалов только по согласованию с арендодателем-собственником.

«Яндекс» в этом случае вообще никакого отношения к авто не имеет и не должен никоим образом влиять на размещение, тем более авто соответствует всем требованиям правительства Москвы и МО. Им-то какая разница, их бренд наклеен, всё остальное не должно волновать. Агрегатор лишь может начислять дополнительные баллы приоритета за наличие своего бренда, иначе это дискриминация, — сказал он NEWS.ru

В «ЯндексGo» поинтересовались деталями случая — «госномером и маркой автомобиля, чтобы проверить всё в системе», однако комментариев не предоставили. Максим отказался предоставить NEWS.ru право назвать «Яндексу» госномер автомобиля «по соображениям безопасности».