События, связанные с возможным получением Украинской православной церковью автокефалии, породили многочисленные дискуссии. В то время, как одних интересуют духовные последствия церковной независимости, другие задумываются о материальном. Между тем, в своё время церковь уже немало потеряла на Украине. News.ru попытался разобраться в этом вопросе.
История вопроса
Символическая и историческая важность Украины для РПЦ очевидна. Стоит напомнить, что крещение Руси началось на киевской земле. Кроме того, древняя столица долго была духовным центром русского православия. Желающие углубиться в церковную историю, могут сделать это, посетив многочисленные интернет-ресурсы. Если кратко, то в своё время Киев утратил главенствующее место в церкви: центр был перенесён сначала во Владимир, потом в Москву. С развитием украинского национализма, а позже и национального государства, идеи вернуть независимость местной церкви только усиливались. К слову, российская и советская власть рассматривала единую церковь с центром в Москве в качестве одного из объединяющих факторов. Российские власти в противовес украинским до сих пор пытаются использовать религиозный фактор в своих интересах и выступают в поддержку РПЦ. Так пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в случае возможной агрессии против церкви Московского патриархата на Украине будут приняты соответствующие меры.
Уже в годы атеизма при советской власти самый сильный удар по церкви был нанесён в России. Количество приходов резко сократилось, священники подвергались репрессиям, а те, кто служил, были резко ограничены в правах и возможностях. На Украине ситуация была несколько иная. Во-первых, западная часть страны до войны находилась в составе Польши, Румынии и Чехословакии. Церковь там не только сохранилась, но и имела возможности развиваться. Кроме того, на советской Украине, особенно, в центральных и западных областях, не было такого разгула церковных гонений, как в России. Таким образом, после присоединения западных областей перед войной сложилась ситуация, при которой большая часть приходов оказалась как раз на территории Украины. Более того, эта советская республика стала кузницей кадров для церкви: она поставляла не только рядовых священнослужителей, но и многих высших иерархов.
Масштабы потерь
Ситуация изменилась во время перестройки, когда наступила относительная религиозная свобода. Тогда стали легально действовать существовавшие некогда и позже ликвидированные параллельные украинские церковные структуры, куда перетекла значительная часть священников, прихожан и приходов. К этому нужно прибавить несколько тысяч общин, вернувшихся в грекокатоличество, также вновь разрешённое в конце 80-х. В итоге общие потери РПЦ на Украине составили около половины. Если говорить о доходах, то по приблизительным оценкам некоторых священнослужителей и религиоведов, церковь лишилась больше половины материальных благ: поскольку значительная часть отпавших приходов относились к западным и центральным областям, где церковные общины всегда были более материально обеспечены, чем в других частях Украины.
Важно отметить, что сейчас Украинская церковь (часть Московского патриархата) итак обладает значительной автономией. Кроме того, по законам Украины всё имущество принадлежит именно местной церковной организации, а не собственно Московскому патриархату. Другое дело — пожертвования в пользу патриаршего центра, которые, пусть и необязательны, но, крайне желательны. По данным источников, близких к церкви, они составляют примерно 20% от каждого прихода. При этом их доходы сильно отличаются: от почти нищих, собирающих в районе сотни долларов, до состоятельных, зарабатывающих по нескольку десятков тысяч в месяц.
Что дальше?
Резюмируя, стоит ещё раз напомнить, что четверть века назад РПЦ на Украине уже понесла значительные потери, в том числе, материальные. Здесь нужно отметить, что автокефалия будет предложена, скорее всего, церкви Киевского патриархата (раскольничьей), а не Московского. Более того, президент Порошенко уже предлагал предстоятелю Украинской православной церкви Московского патриархата митрополиту Онуфрию стать патриархом независимой церкви, но тот отказался. Так что, новых потерь РПЦ в соседней стране вряд ли стоит ожидать, а те, которые она уже понесла, как видно, очень значительны и необратимы.