С 1 января 2020 года ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет указом президента будут отменены. Что предлагается на самом деле государством и какие неиспользованные резервы социального обеcпечения скрыты от глаз обывателя — в материале News.ru.


В указе главы государства содержится уточнение, призванное успокоить многих родителей, что те, кому они были определены ранее, будут их получать до завершения установленных периодов выплаты.

Ключевая смысловая нагрузка документа — аннулируется указ президента России № 1110 от 30 мая 1994 года. Нормативный акт периода ещё первого президентского срока Бориса Ельцина устанавливал, что компенсация в денежном выражении 50 рублей назначалась «матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребёнком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм». Также действие указа распространялось и на женщин-военнослужащих, находящихся в декретном отпуске.

Не исключено, что поводом систематизировать и обновить все механизмы, существующие на сегодняшний день по регулированию обеспечения семей с малолетними детьми, послужила недавняя история в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ), когда многодетную семью местные власти не стали признавать малоимущей по причине того, что было расследовано и запротоколировано: среднедушевой доход, которым располагает эта семья, на целых 14 рублей и 48 копеек превосходит официально установленный прожиточный минимум. В отделе соцобеспечения города журналистов заверили, что отказ был вынесен законно. В частности, представители учреждения сообщили, что многодетным семьям в ХМАО адресован ряд льгот, например таких, как компенсация расходов по услугам ЖКХ.

Сергей Булкин/News.ru

Вряд ли порадует новый указ президента студентов и аспирантов — не тех, кто имеет малолетних детей, а находящихся в академическом отпуске по медицинским показаниям: категория, имеющая проблемы со здоровьем, теряет право на льготы.

Тем не менее президент и правительство взамен заведомо устаревшей системы начисления льгот подготовило комплекс мер, идущих, что называется, в ногу со временем, в том числе и с курсом рубля и с действительной покупательской способностью, несовместимой с реальным в канун 2020 года «наполнением» тех самых 50 рублей.

Так, правительство намерено резко повысить размер пособий на детей с одной примечательной оговоркой — выдаваться они будут адресно. Также с 1 января 2020 года возрастёт максимальный размер пособия по беременности и родам за 140 дней отпуска.

Конечно, его размер вызывает у людей только недоумение и обиду, — заявил Дмитрий Медведев, имея в виду «старое», установленное в 1994 году пособие. — Понятно, что в системе социальной помощи такого рода вещей быть не должно.

Калькуляция, по слагаемым которой может повышаться пособие и другие социальные выплаты, в правительстве выбрана та, что берёт за основу прежде всего уровень дохода семьи. Премьер, со своей стороны, признал, что механизм выплат ещё придётся как следует проработать, чтобы в регионах не создавались предпосылки к дополнительной социальной напряжённости.

Тем временем, пока российская власть устанавливает 50 (или более) «оттенков» адресности в пособиях по уходу за детьми, во Франции, например, такие субсидии составляют 260% от средней заработной платы по стране — на каждого ребёнка из первых двух детей и 717% — на каждого последующего ребёнка.

Artur Widak/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Пособие для детей в Канаде предусматривает ежемесячный платёж, предоставляемый семьям с детьми в возрасте до 18 лет. При этом он не облагается налогом. Пособие делится на два типа: с рождения до шести лет и с шести до 17 лет, и в пересчёте на российские рубли имеет следующие показатели — свыше 25 446 рублей в месяц для каждого несовершеннолетнего ребенка в возрасте до шести лет; свыше 21 470 рублей в месяц для каждого несовершеннолетнего ребёнка от шести до 17 лет.

В Финляндии с 1920-х годов детское пособие могли получать только работники госслужб. В 1948 году его стали выплачивать всем гражданам по примеру других стран Скандинавии. В настоящее время пособие выдаётся каждому несовершеннолетнему гражданину страны в возрасте до 17 лет, если он (она) постоянно проживает на территории страны. Для одиноких родителей есть дополнительные выплаты.

В ФРГ пособие на ребёнка именуют Kindergeld, объём его выплаты обусловлен количеством детей в семье, а также их возрастом. За первого и второго ребёнка на семью выплачивается €194 в месяц (по данным 2018 года).

В Японии для родителей, чей доход не превышает прожиточный минимум, размер пособия для ребёнка до трёх лет равняется 15 тыс. иен в месяц (8433 рубля); от трёх лет и до окончания начальной школы (для первого и второго ребёнка) — по 10 тыс. иен (5622 рубля) в месяц. Для третьего и последующих детей полагается 15 тыс. иен (8433 рубля) в месяц.

Alessandro Di Ciommo/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Депутат Московской городской думы Елена Шувалова признаёт, что действительно «перезрела» необходимость ухода от старых нормативов, которые были разработаны для исчисления детского пособия в указе Ельцина 1994 года. По мнению парламентария, вообще странно, что новый указ по данной тематике появился только сейчас. Но ещё более непродуктивным эксперт считает замену прежних, пусть даже давно обесцененных, 50 рублей системой адресной помощи семьям с детьми, которую на этапе подготовки президентского указа озвучил Дмитрий Медведев. На взгляд депутата, она должным образом не просчитана, содержит размытые критерии выбора объекта помощи и скрывает в себе отрицательный потенциал, при котором людей действительно нуждающихся она будет обходить стороной.

Как полагает депутат Мосгордумы, и на смену пресловутой «подачке» от государства в 50 рублей, и выборочной, так называемой адресной помощи должна прийти принципиально другая система.

Важно, с одной стороны, сделать максимально понятной, прозрачной систему адресной помощи, если уж нынешнее государство делает ставку на неё в таком животрепещущем вопросе, как помощь семьям с малолетними детьми. Но, в принципе, от неё надо уходить и делать доступной для всех без исключения семей, где есть дети. При этом с качественно другим денежным наполнением и с гарантированной его индексацией. Чем плоха, по моему мнению, — особенно в наших реальных условиях — пресловутая адресная система? Чтобы доказать своё право на её получение, нужно помучиться по десяткам очередей, истратить в них на получение кучи справок время, силы и здоровье. Но если не прибегать к механическому подсчёту, а смотреть на суть проблемы в контексте человеческого фактора, то надо признать — родители, получающие деньги от своих работодателей по затраченному ими труду и, соответственно, платящие налоги, не должны быть зажаты в рамки какой-то адресности. 

Елена Шувалова

депутат Московской городской думы

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен