В каждом десятом случае качество бензина АИ-92 не соответствует техрегламенту и ГОСТу, установили специалисты Роскачества, Минпромторга и Росстандарта. Речь пока идёт не о всей стране, а только о Ставропольском крае, где проверкам подверглись 60 заправок. По оценкам опрошенных News.ru экспертов, проблема заключается не в недобросовестности предпринимателей, а в том, что некоторые из них не в силах бороться за клиентов с крупными сетевыми компаниями и вынуждены снижать цены, жертвуя при этом качеством.

Что касается прямого фальсификата, то, как сообщает Росстандарт, он был выявлен в ходе пилотного проекта в 7 случаях из 60. Ведомство пришло к выводу, что «палёный» бензин мог попасть на автозаправки с нефтяных баз, расположенных в том числе на территории Северо-Кавказского федерального округа. Среди охваченных исследованием автозаправок 26 относятся к сетевым, 34 — к частным.

«Большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей», — заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Несоблюдение регламента

Самым частым нарушением стало несоблюдение норм, регламентирующих обращение бензина на рынке. Так, у продавцов на 28 АЗС не нашлось копии паспорта топлива, который подтверждает качество бензина (из них четыре сетевые АЗС, 11 станций формы собственности ООО и 13 заправок индивидуальных предпринимателей). Треть из предъявленных документов оказалась просрочена, на одной частной АЗС топливо не соответствовало заявленному октановому числу, а на пяти выявлено превышение концентрации оксигенатов.

Кроме того, на трёх частных АЗС проверяющие органы обнаружили в бензине повышенное содержание кислорода, чреватое чрезмерным окислением деталей. На семи АЗС (одной сетевой и шести частных) аналогичная ситуация была выявлена с серой.

Конкуренция падает

«Действительно, практика показывает, что качество бензина на частных АЗС хуже, чем на сетевых, но проблема заключается не в недобросовестности этих предпринимателей, а в их неконкурентоспособности против сетевиков», — поясняет в комментарии для News.ru трейдер-аналитик компании «ФинИст» Александр Ершов.

По его словам, конкуренция падает ввиду неспособности привлечения дополнительных инвестиций, отсюда, чтобы завлечь потребителя в России, нужно снижать цены.

«А каким образом это сделать при сохранении качества? Только за счёт увеличения объёмов, что невозможно из-за наличия монополистов. Поэтому предприниматели вынуждены минимизировать расходы и идти на ухудшение качества бензина, иначе бизнес в принципе пропадёт», — рассуждает Ершов.

Эксперт не считает Северный Кавказ основным источником фальсификата в стране: «По одному региону делать такой вывод трудно». На взгляд Ершова, это проблема не отдельно взятой отрасли, а развития бизнеса в целом в Российской Федерации.

«Судя по всему, государство всерьёз занялось поиском истины относительно ценообразования на рынке. Оно хочет знать, соответствует ли ценовой запрос АЗС реальному качеству их продукции», — говорит News.ru аналитик «Эксперт Плюс» Виктор Лукиных.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Цели и последствия

По его словам, в региональном разрезе картина видится весьма неоднозначной. Везде будет какой-то процент некачественного бензина в совокупности с отсутствием необходимой документации и разрешений на продажу товаров. Можно ли с помощью проверок снизить уровень коррумпированности государственных органов? Вряд ли.

«Скорее, здесь решается другая задача — убедить общественность, что госструктурам ситуация небезразлична. Ну, а автозаправки будут по-прежнему увеличивать цены, оставляя качество продукции неизменным. Популизм ли это со стороны властей? Возможно, да. Повлияет ли это на стоимость бензина? Не исключено, что теперь многие компании начнут правильно оформлять документы, и это скажется на ценах», — предполагает Лукиных.

По данным Минпромторга, в 2018 году доля нарушений по физико-химическим характеристикам автомобильного топлива снизилась до 9%: среди сетевых АЗС она составила около 3,5%, а среди независимых — 22%. Ситуация с качеством бензина на российском рынке действительно стала лучше, согласен первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.

«Единственное, следовало бы активнее привлекать различные общественные институты, в том числе хорошо зарекомендовавшие себя в части общественного контроля, такие как ОНФ и другие», — говорит депутат.

В начале ноября прошлого года, напомним, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что независимые АЗС (компании, не имеющие ни заводов, ни собственных месторождений) допускают «много безобразий», однако пресекать эти нарушения надо аккуратно, чтобы не вызвать коллапса на рынке закрытием заправочных станций.