Иконопись — удивительный вид живописи. Несмотря на духовное содержание и значение, она высоко ценима и невоцерковленными любителями искусства. Рассказываем о великих иконописцах Руси, внесших неоценимый вклад в развитие отечественной школы писания икон.

Феофан Грек — первый иконописец Киевской Руси

Первым иконописцем на Руси считается Феофан Грек. Его называют родоначальником русской иконописи. Точные годы жизни творца неизвестны: по общепринятой версии, он жил в период с 1340 по 1410 годы. Первые тридцать лет жизни он провел на родине, в Византии. Однако в 1370 году он прибыл на русскую землю. Одной из причин переезда стала невозможность самовыражаться на родине.

Дело в том, что по канонам иконописец должен быть «обезличенным». Он не имеет права на неповторимый авторский стиль, так как писание икон — это духовный труд, подразумевающий самоотречение. Однако работы Феофана Грека по праву могут называться новаторскими. Мастер не боялся насыщенных красок: он писал яркие лики святых поверх монохромной подложки. Главными чертами его творчества считаются глубина используемых цветов, создание объема с помощью бликов, четкость линий, детализация (например, он тщательно прописывал драпировку).

Перу Феофана Грека принадлежат:

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

  • роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде;
  • иконостас Благовещенского собора в Кремле;
  • Донская икона Божией Матери.

Многие работы одного из известнейших иконописцев Древней Руси не сохранились. Авторство других вызывает вопросы: так как работы анонимны, определить руку мастера можно только по схожим чертам. Однако переоценить влияние Феофана Грека на русскую иконопись сложно. Он задал вектор развития отечественной духовной живописи и стал учителем многих иконописцев Руси, включая Андрея Рублева.

Фреска Феофана Грека «Спас Вседержитель», восстановленная художником Анатолием Кузнецовым, на куполе церкви Спаса Преображения в НовгородеФото: Рудольф Кучеров/РИА НовостиФреска Феофана Грека «Спас Вседержитель», восстановленная художником Анатолием Кузнецовым, на куполе церкви Спаса Преображения в Новгороде

Андрей Рублев — известнейший из иконописцев Древней Руси

Особое место среди иконописцев Древней Руси занимает Андрей Рублев. Его имя известно даже тем, кто совсем не увлекается духовным искусством. Точные годы жизни и даже настоящее имя творца не известны: Андреем он стал только после монашеского пострига. Считается, что мастер жил в период с 1360 по 1428 годы.

Первая известная работа Андрея Рублева — это роспись московского Благовещенского собора. Она была создана вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Последний также относится к первым иконописцам на Руси, однако сведений о нем сохранилось совсем немного. В конце статьи мы еще скажем о нем пару слов.

Жизнь и творчество Андрея Рублева приходятся на период мощного противостояния татаро-монгольскому игу. И общественный подъем отразился в работах мастера. Его иконам свойственен духовный пафос. При этом среди всех иконописцев Древней Руси Андрей Рублев уделяет особое внимание пропорциям. Лики на его работах четко выверены. Взгляд же — внимателен, обращен прямо на зрителя. На иконах, написанных мастером, нет лишних деталей: все элементы изображения глубоко символичны.

Среди наиболее известных работ Андрея Рублева:

  • икона «Троица»;
  • икона «Спас Вседержитель» (Звенигородский);
  • Владимирская икона Богоматери;
  • икона «Преображение Господне»;
  • икона «Благовещение»;
  • фреска с ликом Христа во владимирском Успенском соборе;
  • иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

Сегодня Андрея Рублева называют самым известным иконописцем Руси. Благодаря индивидуальному стилю его работы легко отличимы от икон других мастеров.

Художник Андрей Рублёв. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лаврыФото: РИА НовостиХудожник Андрей Рублёв. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Даниил Черный — известный иконописец Руси

В числе великих иконописцев Руси непременно упоминается Даниил Черный. Жил он приблизительно в период с 1350 по 1428 годы. В творчестве монаха заметно влияние византийской школы. Однако его работы не лишены авторских черт. К примеру, Даниил Черный мастерски обращался с цветом и композицией.

Известный иконописец Руси считается наставником Андрея Рублева. Творцы работали вместе. Так, им принадлежит роспись Успенского собора во Владимире. Даниил Черный отвечал за фреску «Лоно Авраамово», изображающую ветхозаветных патриархов в райской обители.

Дионисий — один из великих иконописцев московской школы на Руси

Имя Дионисия (1440–1502) связывают с развитием московской школы писания икон. Известный иконописец Руси происходил из боярского рода. Немало лет он посвятил путешествиям. Однако большая часть его жизни прошла в работе. Дионисия считают продолжателем традиции, заданной Андреем Рублевым.

Однако его творчеству также присущи индивидуальные черты. В их числе — использование насыщенных холодных цветов, утонченность фигур, изящество линий. Мастер экспериментирует с пропорциями. Так, туловища и конечности святых на его работах вытянуты. Этот прием символизирует устремление к горнему миру.

В числе самых известных работ великого иконописца Руси:

  • икона «Спас в силах»;
  • икона «Сошествие во ад»;
  • две иконы «Богоматерь Одигитрия»;
  • икона «Уверение Фомы»;
  • икона «Успение Богоматери»;
  • фреска «Страшный суд»;
  • фреска «О тебе радуется».
  • Фото: Фреска Андрея Рублева и Даниила Черного «Сретение» из собрания Государственного Русского музея в Ленинграде

Симон Ушаков — любимый иконописец царя

Особняком среди великих иконописцев Руси стоит Симон Ушаков (1626–1686). Его творчество во многом стало новаторским. Для начала стоит сказать, что художник был царским фаворитом: ему благоволил сам Алексей Михайлович. Благодаря этому Ушаков стал «иконописцем первых лиц» страны. А еще он разрушил традицию анонимности среди духовных художников. В отличие от большинства иконописцев на Руси, он подписывал свои работы.

В работах Ушакова отечественная традиция сливается с западным влиянием. К тому времени на Руси стали популярны европейские образцы иконописи. И Симон Ушаков не боялся экспериментов. Его целью было «очеловечивание» святых, изображение людей в реалистичной манере. Для этого он делал фигуры объемными и динамичными, стремился к выверенности пропорций. Симон Ушаков первым из иконописцев Руси привнес в духовное искусство черты светской портретной живописи.

Известными работами мастера являются:

  • Владимирская икона Богоматери;
  • икона «Спас Нерукотворный»;
  • икона «Троица»;
  • Киккская икона Богоматери;
  • икона «Насаждение древа государства»;
  • икона «Архангел Михаил попирающий диавола»;
  • икона «Успение Богоматери»;
  • икона «Тайная вечеря».

Перу Симона Ушакова принадлежат около пятидесяти икон. Многие из них были заказами царя и бояр. Но некоторые были написаны по собственному желанию. Так, Киккский образ Божией Матери создавался в память об умершем во младенчестве сыне иконописца.

Стоит также сказать, что Ушаков преподавал иконопись. Среди его учеников выделяют Гурия Никитина (мы еще скажем о нем в дальнейшем). Поэтому искусствоведы считают уместным говорить об «ушаковском периоде» московской иконописи, пришедшемся на XVII век.

Икона «Богоматерь Владимирская» (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков) Фото: Владимир Астапкович/РИА НовостиИкона «Богоматерь Владимирская» (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Федор Зубов — царский иконописец и мастер барокко

Еще один придворный иконописец на Руси — Федор Зубов. Он жил в промежутке с 1647 по 1689 годы, в период барокко. А потому его работы содержат немало элементов барочной живописи. В их числе — каллиграфичность и обилие декоративных узоров.

Зубов стремился совместить черты современного искусства с традициями прошлого. К примеру, задним планом некоторых его икон служат детализированные живописные пейзажи. Четкость линий и контрастные цвета в его работах уступают мягкости переходов и красок, «живоподобию». Иконописец мог совместить несколько сюжетов на одном полотне. Это стало возможно благодаря мастерскому обращению с пропорциями и перспективой.

Извествейшими иконами Федора Зубова считаются:

  • «Спас Нерукотворный»;
  • «Святитель Николай»;
  • «Иоанн Предтеча»;
  • «Рождество Пресвятой Богородицы»;
  • «Илья Пророк в пустыне»;
  • «Апостол Андрей Первозванный».

Интересно, что Зубов был не только иконописцем, но и светским художником. Он творил в период всплеска моды на портретную живопись. А потому наравне с духовными изображениями он писал портреты царей.

Икона Великомученик Феодор Стратилат. Работа Федора Зубова. 1680-ый годФото: Михаил Кулешов/РИА НовостиИкона Великомученик Феодор Стратилат. Работа Федора Зубова. 1680-ый год

Другие известные иконописцы на Руси

Мы рассказали о самых именитых русских иконописцах. Но ими список представителей русской духовной живописи, конечно, не ограничивается. Стоит упомянуть и других мастеров своего дела.

Один из них — Алипий Печерский, живший на рубеже XІ—XІІ веков. Иконописец Киевской Руси был монахом Киево-Печерской лавры. Он владел не только живописью, но и мозаикой, а также ювелирным мастерством. Его самая известная работа — икона «Предста Царица». Иисус Христос, изображенный в царских одеждах, восседает на троне. Рядом с ним стоят Богоматерь (также в царском одеянии) и Иоанн Креститель со свитком в руках.

Другой русский мастер — Алекса Петров, живший в конце III века. Он следовал византийской традиции. Искусствоведы считают, что образование иконописец получил на Западе. Об этом говорят романические черты, прослеживающиеся на его работах. Самая известная икона Петрова — лик Николая Чудотворца.

Говоря об Андрее Рублеве, мы упоминали Прохора с Городца. Его жизнь предположительно пришлась на рубеж XIV–XV веков. Свое прозвище он получил по месту происхождения: считается, что мастер родился в Городце — городе у Волги. Он участвовал в росписи Благовещенского собора. Ему приписываются иконы «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Распятие» и ряд других. Они были частью праздничного чина Благовещенского собора. Однако известно, что в 1547 году убранство собора сгорело во время пожара. А значит, дошедшие до нашего времени иконы являются восстановленной версией оригиналов и, следовательно, не могут принадлежать перу Прохора.

Мастером фрески и иконописи считается костромской творец Гурий Никитин (XVII век), ученик Симона Ушакова. Он происходил из среды ремесленников, владел несколькими торговыми лавками. Однако жизнь он посвятил духовному искусству. Отучившись на иконописца, Никитин работал в Москве и в Костроме, где расписывал храмы и писал иконы. Он внес большой вклад в развитие русской монументальной живописи. Отличительные черты его работ — это:

  • «живоподобие»;
  • усложненные линии;
  • множество орнаментов;
  • чистые, яркие цвета;
  • эксперименты с иконографией.

Ему принадлежат иконы «Мученики Кирик и Иулитта», «Успение Богоматери», «Богоматерь Феодоровская», «Господь Вседержитель», «Спас Великий Архиерей».

Мы рассказали о самых известных русских иконописцах. Работы мастеров повлияли на развитие русской духовной живописи. И сегодня их наследие все так же вызывает интерес не только у верующих, но и у всех, кто с трепетом относится к искусству.

Читайте также:

Церковный календарь на 2024 год

Икона «Споручница грешных»: в чем помогает чудотворный образ

Казанская икона Божией Матери: история, праздник, в чем помогает верующим

Икона «Всецарица» — значение, история и молитвы Божией Матери

Спасаем себя и близких — кому молиться об исцелении от пьянства