09 октября 2017 в 13:02

Смерть героя

Эраста Петровича Фандорина скоро убьют. Жалеть об этом не стоит

Фото: Кадр из фильма

Борис Акунин объявил, что им написан последний роман о Фандорине. Он выйдет в свет 8 февраля, и проект будет закрыт. К Акунину и к тому, что он пишет, можно относиться по-разному, но Эраст Фандорин — целая эпоха. К высокой литературе он отношения не имеет, зато в нём, словно в зеркале, отражается путь, который за эти годы прошла наша страна.

Борис Акунин Борис Акунин Фото: ТАСС/ Александра Краснова

Совсем ещё юный Эраст Петрович «появился на свет божий» в 1998 году, в романе «Азазель», тогда он принёс автору славу и успех. Фандорин делал отличную карьеру, потом всё потерял, эмигрировал, преуспел за рубежом, разбогател, много раз был на грани гибели, а 8 февраля 2018-го, когда выйдет последняя из посвящённых ему книг, его, скорее всего, убьют. За это время с ним случилась одна по-настоящему неприятная вещь — Эраст Петрович стал скучен.

Дело не только в том, что его создатель исчерпал тему, до конца разработал «золотоносную жилу». Наделённый необыкновенным везением, без страха и упрёка, обаятельный, неотразимый и немного смешной Фандорин приелся, но и это не главное.

Эраст Петрович появился, когда оказавшаяся «на плаву» в девяностые годы московская интеллигенция испытывала величайший прилив социального оптимизма. Казалось, что Россия идёт по правильному пути — на Запад. Что начавшаяся в 1917-м и закончившаяся в 1991-м история была исторической девиацией, отклонением от правильного пути, и это исправлено. То, что выход первой книги цикла в издательстве «Захаров» совпал с кризисом 1998 года, пришёлся на самый конец ельцинской эпохи и преддверие путинского времени, никого не смущало. Этого ощущения хватило ещё на несколько лет.

Взлёт Эраста Петровича Фандорина был связан с тем, что в конце девяностых существовало общественное мнение, и его формировала интеллигенция, обозреватели глянцевых журналов и газет. Принято считать, что он начался с хвалебной статьи случайно прочитавшей первый акунинский роман Дуни Смирновой. Теперь это прошло, успех стала определять Сеть, вирусный редактор Интернета. Но Борис Акунин успел: превосходный филолог применил свои теоретические знания к реальному делу и вывел идеально работавшую формулу коммерчески успешного литературного героя. Эраст Петрович отвечал духу времени: он был умён и эффективен, но при этом ему не было чуждо ничто человеческое. Он с блеском разрешал любую проблему и умел наслаждаться жизнью. В ту пору казалось, что умный и деятельный человек может всё, что мир принадлежит ему по праву: множество менеджеров младшего и среднего звена, обладателей зарплатных банковских карточек и купленного в кредит Ford Focus увидели в Эрасте Петровиче своего героя и свой идеал.

Фото: Кадр из фильма

Борис Акунин трезво оценивал то, что делает: он говорил, что хочет создавать качественную развлекательную литературу — не больше и не меньше. Это ему удалось, появились серии «Шпионский роман», «Фантастика», «Квест», отлично пошёл «Провинциальный детектив» — писатель работал, как литературная фабрика. Его имя и грамотные маркетинговые кампании обеспечивали успех, хоть качество продукции и падало. Эраст Петрович оставался визитной карточкой того, что делал Борис Акунин, и писатель старался: Фандорин был главным героем добротно написанных книг. Но при этом новые приключения гениального сыщика оставляли ощущение некоторой неловкости. Он явно устарел: умный автор пытался это обыграть, посмеиваясь над шагнувшим из XIX в XX век Эрастом Петровичем, но литературный приём не слишком его выручал. Иным стал воздух времени, страна пошла не туда, где её видели в конце девяностых. Мир явно не лежал у ног героев без страха и упрёка, энергичных, умных и честных. Время феерических карьер закончилось, волшебный дар никогда не проигрывавшего Фандорина стал казаться анахронизмом. Герой устал. Об этом отчасти написан один из последних романов цикла — «Чёрный город». Но такой Фандорин был не слишком интересен. Ему не хватало драйва, и «Чёрный город» оказался скучной книгой.

Эрасту Петровичу пришла пора умереть, и Борис Акунин наверняка «убьёт» его хорошо и правильно, по возможности монетизировав уход своего главного героя. Воскрешать Фандорина ему больше не стоит: тот устал от жизни, надо дать ему уйти.

Алексей Филиппов
Алексей Филиппов