«Гоголь. Начало» режиссёра Егора Баранова (продюсеры — Александр Цекало, Артур Джанибекян, Евгений Никишов, Валерий Федорович) вышел в прокат и всех порвал. За первый уик-энд проката в России, Белоруссии, Казахстане и Армении он собрал 220 миллионов рублей. Это очень много, вдвое больше, чем рассчитывали продюсеры. Фильм при этом откровенно слаб, но лежащая в его основе идея коммерчески очень хороша. Великая русская литература — наше всё. То, что все знают, то, чем все гордятся. Идея найти ей коммерческое применение давно носится в воздухе — кто только ни собирался написать исторический детектив, где главным героем, сыщиком-любителем был бы Пушкин или Достоевский! Но в девяностые, когда литературные имена делались играючи, обошлись и без этого, а во второй половине нулевых не выстрелил бы и более крутой литературный проект. В результате дельную мысль подобрал Александр Цекало: в «Гоголь. Начало» сыщиком стал юный Николай Васильевич, исполняющий свои функциональные обязанности как мелкий чиновник Третьего отделения.
Вот, собственно, и всё: сюжет в фильме путаный, картинка напоминает о «Сонной лощине» Тима Бёртона. Но Егор Баранов не Бёртон, нагромождение нечисти-видений-убийств-брутального секса скоро начинает казаться чрезмерным. Это общая беда наших режиссёров, пытающихся сделать так, как носят в лучших домах Лондона и Парижа, — у них всё получается, как всегда. «Начало» — только разбег, появятся и продолжения, где Гоголь станет общаться с другими своими персонажами, будет путешествовать через собственные сюжеты, расследуя преступления. Потом киноэпопея превратится в телевизионный сериал.
Здесь могла по-настоящему получиться одна очень интересная вещь, но её-то как раз и провалили. Патрона Гоголя, матёрого столичного сыщика Гуро играет Олег Меньшиков, Гоголем стал звезда нынешнего времени Александр Петров — полицейский с Рублёвки, смотрящий Вадик «Пулемёт» из «Закона каменных джунглей – 2». Александр Петров — замечательный, пластичный и харизматичный артист, обаятельно-циничный в «Полицейском», жуткий — в «Законе каменных джунглей», трогательно аутичный — в сериале «Вы все меня бесите». Его весёлые и жестокие циники стали лицом нашего времени, Гоголя он мог бы сыграть неожиданно и интересно. У Меньшикова и Петрова мог бы получиться очень интересный актёрский дуэт, но для заглавной роли режиссёр придумал маску. Петров надувает щеки, таращит глаза, постоянно падает в обмороки — так здесь обыгрывают то, что гениальные детективные идеи приходят к Гоголю во время мистических озарений. Играющий вариацию на тему своего Фандорина Меньшиков легко его переигрывает.
При других обстоятельствах этот фильм прошёл бы в прокате незаметно, тихо провалился, и никто бы о нём и не вспомнил. Выручила рекламная кампания: продвижением фильма занимался холдинг «Газпром-Медиа», при этом использовался давно разрабатывавшийся в компании мультиплатформенный инструмент сейлз-хауса «Кантата». Меньше чем за два месяца на развлекательных телеканалах вышел 1881 рекламный ролик, работали радио и печатные издания холдинга, в Интернете активно распространялась талантливо сделанная вирусная реклама. В результате рекламная кампания промыла мозги 69 процентам россиян — о том, что скоро выйдет фильм «Гоголь. Начало» и на него стоит сходить, узнали 22,8 миллиона человек в возрасте от 14 до 44 лет. Егор Баранов мог бы снять фильм ещё хуже, он мог бы заставить провалить роль и Олега Меньшикова — это уже не имело никакого значения. Маркетинг торжествует, качество отдыхает, Гоголь переворачивается в гробу.
Если так пойдёт и дальше, мы начнём есть резину вместо курятины, и нам будет казаться, что это хорошо.