На Украине предновогоднее обострение. Недавно здесь группой активистов была составлена петиция, авторы которой требуют запретить приготовление и употребление двух знаменитых салатов: оливье и селедки под шубой.
Может быть, кто-то решил, что это шутка для разгона новогоднего настроения? Ничего подобного. Это нам смешно, но только не тем, кто на полном серьезе вышел на тропу гастрономической войны.
По мнению составителей петиции такие блюда, как оливье и селедка под шубой олицетворяют советскую традицию. А Украина якобы является «развитым современным европейским государством». Поэтому авторы рекомендуют «запечь индейку, приготовить имбирное печенье, ведь новогодние традиции — часть культурного кода нации».
Где в культурном коде украинца застряла индейка, понять трудно. Да и для того, чтобы занять там какое-то место, этой птице пришлось бы вытеснить что-то реально аутентичное. Сало, к примеру. Извините за кощунство!
В общем, десоветизация и деруссификация стали приобретать на Украине все более гротескные и комические формы. И тут ведь, надо же было, чтобы в ходе большой пресс-конференции Владимира Путина, состоявшейся 14 декабря, прозвучал вопрос о новогодних гастрономических предпочтениях главы государства. Ему предложили выбор как раз между оливье и сельдью под шубой. «Смотря что [ими] закусывать», — отшутился президент. Сохранив за собой право выбора, он, таким образом, оставил оба салата в воображаемом новогоднем меню.
Спустя пять дней появилась та самая знаменитая украинская петиция.
Еще недавно поборники традиционной украинской кухни на полном серьезе бились за борщ как нематериальное культурное наследие Украины и даже протащили блюдо в репрезентативный список ЮНЕСКО. А после отчеканили специальную монету, посвященную борщу.
Но это, как видно, были цветочки. Дальше гастрономические баталии разворачивались как в театре абсурда. В начале года в разгар застолий к украинцам обратился мэр Днепропетровска (Днепра) Борис Филатов. Он предлагал отказаться от советских привычек, однако почему-то на том основании, что сам «уже не мог жрать эти оливье и шубу». Правда, предложил заменить это все холодцом. Тут уж сразу стало ясно, что мэр явно чего-то «обожрался», поскольку трудно вообразить что-нибудь более советское из мясных закусок, чем холодец с хреном или горчицей. Наконец, с приближением нового, 2024 года засуетились апологеты проевропейских ценностей с имбирными печенюшками и индейкой.
И дело не в том, что горячее блюдо и десерт никак не могут конкурировать с салатами. А в том, что невозможно выдумать ничего глупее, чем объявить войну еде.
Так как же быть простым украинским семьям? Вычеркнуть оливье и селедку под шубой из новогоднего меню как часть советского культурного кода? Или готовить втихую под покровом ночи и выставлять на стол в кастрюлях для борща? И вот еще что интересно, а может считаться советским наследием каждый ингредиент по отдельности: горошек, картофель, яйца, майонез и т. д. И если в продуктовой корзине покупателя окажется такой набор продуктов, следует ли это считать покушением на украинский национальный культурный код?
В свойственной ему манере уже поиронизировал над преследованием советских салатов заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. Он предложил лишать на Украине свободы до семи лет за приготовление салатов оливье и селедки под шубой.
Смех смехом, но сколько же абсурдных на первый взгляд вещей вдруг превращалось в Незалежной в указы, законы и становились руководством к действию.
Так что пока я бы на всякий случай посоветовал украинцам не покупать все ингредиенты для любимых салатов в одном магазине. Не исключено, что на кассовые аппараты уже устанавливают специальные программы, вычисляющие по набору продуктов врагов народа.
Читайте также:
«Мы голодные, что ли?» Почему не надо дарить подарки учителям на Новый год
Не сравнивайте «Слово пацана» и «Место встречи» — это совсем разный уровень
Путин думает о своем месте в истории: что показала пресс-конференция
Помпео и дети: кандидат в президенты США вычистит из школ «всякую дрянь»