C 15 марта королевство Марокко прекратило авиасообщение с внешним миром из-за коронавируса. В результате в стране застряли и до сих пор не могут выехать сотни российских туристов. Их пугает неизвестность и агрессия со стороны местных жителей. NEWS.ru связался с нашими соотечественниками и собрал их истории.

В беседе с NEWS.ru жительница Санкт-Петербурга Наталья, прилетевшая в Марокко 10 марта, рассказала, что получила информацию об отмене своего рейса уже 13 марта. Затем она купила ещё один билет, но и этот перелёт в итоге был отменён.

Мы побежали в аэропорт: просить вернуть у двух уже авиакомпаний деньги и купить последний билет, — уточнила Наталья. — Но он стоил 60–70 тысяч рублей и был в очереди на покупку уже у 12 человек. Тогда все поняли, что не улетят.

По словам Натальи, в аэропорту Касабланки присутствовали сотрудники российского консульства в Марокко, однако они не смогли ни уточнить, когда россиян смогут эвакуировать из королевства, ни помочь с жильём. Дипломаты посоветовали занимать деньги у знакомых и ждать.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На недостаточную помощь от российского консульства пожаловалась и россиянка Анна, которая должна была возвращаться в Москву транзитом через Амстердам. Как она рассказала NEWS.ru, дипломаты уверяли туристов, что из Марокко улететь невозможно, однако на практике несколько европейских стран, в том числе Франция, Нидерланды и Великобритания, договорились с марокканскими властями о нескольких авиарейсах в день, чтобы вывезти своих граждан. Этим смогли воспользоваться и часть россиян.

Сегодня (19 марта. — NEWS.ru) удалось попасть на наш рейс, которым и должны были лететь до Амстердама, — рассказала Анна. — Мы изначально даже не думали о том, что нам это удастся. Посольство говорило, что это невозможно, так как не летает ничего! Вчера трое ребят улетели через Париж по своим билетам. Очень обидно за тех, у кого также были билеты на этот рейс, но они послушали посольство и никуда не полетели.

Житель Санкт-Петербурга Анатолий тоже пожаловался на то, что российские дипломаты, в отличие от европейских коллег, не смогли организовать оперативную эвакуацию соотечественников.

Мы с подругой брали билеты в Касабланку и отель. Прилетели 10 марта, обратные билеты были на 16 марта. 14 марта авиакомпания Air France отменила второй из двух обратных полётов, рейс из Парижа до Питера, позже они перенесли его аж на 20 марта, то есть нам пришлось бы сидеть три дня в транзитной зоне. Не знаю, каково это, я пока не пробовал. 13 марта они отменили и этот рейс на 20-e. События развивались стремительно, но ещё была надежда на ответственность именитой авиакомпании. 15-го утром они отменили и первый из двух перелётов — Касабланка — Париж. К этому моменту мы, пытаясь прояснить ситуацию, уже связались с консулом, который сообщил нам, что рассчитывать мы можем только на себя. Мы влезли в долги по всем друзьям и купили другой рейс через Стамбул до Москвы, и тут же вечером 15 марта администратор отеля сообщил нам, что сегодня последний день, когда вообще можно покинуть Марокко. Мы срочно приехали в аэропорт, но последний самолёт в Россию (на Москву) был перебронирован сверх меры, и вариантов не было никаких, ни за какие деньги. Там же мы встретились с сотрудниками консульства, которые уже имели список с русскими фамилиями, нашими в том числе. Они записали наши телефоны и дали адрес электронной почты, на которую мы должны были сообщить подробные данные о себе. Мы с несколькими другими русскими организовали общий чат самопомощи и вернулись в Касабланку.

Анатолий российский турист в Марокко

Теперь Анатолий с подругой находятся в самом дешёвом жилье, экономят на еде, постоянно мониторят информацию — официальную и не очень — и ждут любой возможности вылететь на родину.

Практически всех европейцев уже эвакуировали, на удивление организованно и комфортно, гражданскими рейсами. Очевидно, Марокко даёт иностранцам возможность вылета. Возможно, российская бюрократия или заносчивость российского официоза тормозят позитивные процессы в деле спасения наших граждан из экстренной ситуации, — полагает он.

Товарищи по несчастью Анатолия Анна и Александр добавляют, что после введения мер по борьбе с коронавирусом в Марокко отношение местных жителей к иностранцам радикально изменилось.

Некоторые местные из-за своей темноты и страха перед вирусом ведут себя агрессивно, бывает и просто оскорбительно, — написал Александр на своей странице в Facebook. — Бывали случаи, что туристов выгоняли из общественного транспорта. В магазины иногда тоже не пускают, выгоняют. Некоторые местные шарахаются от нас, ругаются, угрожают.

К этому добавляются проблемы с жильём, ведь в страхе подхватить инфекцию некоторые отели и владельцы съёмных квартир просто отказались селить иностранцев или перешли к вымогательству. Кроме того, с закрытием кафе и ресторанов россияне столкнулись с нехваткой еды и опасаются, что не продержатся долго на своих запасах. Об этом NEWS.ru рассказала наша соотечественница Мария.

У нас до завтра кухня есть, а дальше не знаем, чем питаться, — рассказала Мария. — Что едят все остальные, не знаю. Втридорога в отелях или чипсы, наверное.

Посольство РФ в Рабате и Генконсульство в Касабланке 18 марта выпустили официальное коммюнике, в котором заверили, что постоянно поддерживают контакт примерно с 450 российскими туристами в разных городах Марокко. Диппредставительство также уточнило, что «в плотном взаимодействии с Координационным штабом Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД России (ДСКЦ)» оно прорабатывает возможные варианты доставки граждан РФ на родину. На момент публикации данного материала собеседники NEWS.ru в королевстве всё ещё находились в подвешенном состоянии.