Встреча президента России Владимира Путина и северокорейского лидера Ким Чен Ына высветила одну из проблем, которые стоят между двумя странами вопреки тому, что в двусторонней повестке не так много проблемных тем. По мнению экспертов, в ходе встречи для Кима было важно добиться от Путина гарантий, что северокорейские трудовые мигранты сохранят свои места в России, несмотря на все требования ООН. Но, как бы то ни было, Кремлю опасно их оставлять у себя: рабочие из КНДР — это ещё один повод для Запада ввести новые санкции.

Встреча лидеров двух стран тет-а-тет была обстоятельной. Об этом рассказал сам глава российского государства.

У нас только что состоялась достаточно обстоятельная беседа с глазу на глаз, — сказал Путин, начиная переговоры в расширенном составе. — Мы смогли поговорить и об истории наших межгосударственных отношений, и о сегодняшнем дне, перспективах развития двусторонних связей.

Путин также подтвердил, что в ходе беседы была поднята проблема разоружения. Лидер КНДР, в свою очередь, выразил надежду на то, что его диалог с российским руководством, который начался в конструктивном ключе, продолжится в таком же духе. Впрочем, вряд ли вопрос военного атома — главное, что интересовало главу КНДР, когда он отправлялся на переговоры с президентом РФ. Россия у Кима не может не ассоциироваться с судьбой его соотечественников, которые приехали на заработки и которых Кремль сейчас пытается отправить назад — согласно международным требованиям.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Ким Чен ЫнФото: kremlin.ruКим Чен Ын

В 2017 году северокорейские рабочие, находящиеся за рубежом, оказались вне закона. Совет безопасности ООН в ответ на запуски баллистических ракет с территории КНДР единогласно утвердил жёсткие санкции против Пхеньяна, который не раз грозился достать своим оружием до Америки. Новые рестрикции, закреплённые в соответствующей резолюции, включают запрет на импорт Северной Кореей нефти, возвращение домой всех северокорейцев, работающих за границей в течение 24 месяцев, и ограничения для судов, которыми власти КНДР обеспечивали себе снабжение. Президент США Дональд Трамп тогда приветствовал ограничительные меры в Twitter, заявив, что мировое сообщество желает «мира, а не смерти». Резолюция, подготовленная Соединёнными Штатами и согласованная даже с китайской стороной, вызвала критику со стороны России за то, что возможность ознакомиться с финальной версией документа была предоставлена за очень короткий срок. Предполагалось, что «исход» всех северокорейских рабочих лишит КНДР годового дохода размером в $500 млн.

После вступления резолюции в силу, российское руководство начало высылку корейских трудовых мигрантов. В течение 2018 года, согласно данным ООН, на которые ссылается агентство Reuters, с территории РФ было отправлено около трети всех рабочих из КНДР (число всех мигрантов может достигать 30 тыс. человек). О тех же мерах пришлось отчитываться и Китаю. В Поднебесной, по разным подсчётам, на тот момент работало около 50 тыс. северокорейцев (то есть примерно 50% от числа всех трудовых мигрантов, покинувших КНДР). К высылке корейских трудовых мигрантов подключились и другие страны. Объединённые Арабские Эмираты, к примеру, сообщали ООН, что в течение 2018 года они отправили на родину более половины таких приезжих, зарабатывающих в стране (823 человека). Польша рапортовала, что в декабре 2017 года там работал 451 северокореец, и к концу 2018 года это число сократилось до 37. Так или иначе, держать на своей территории работающих граждан КНДР стало, мягко говоря, опасно.

Фото: Park Jin-Hee/Xinhua/Global Look Press

Корпорация Би-би-си предварила саммит во Владивостоке обширным материалом о жизни северокорейских трудовых мигрантов в России. В нём указывалось, что многие корейцы работают на российском Дальнем Востоке. Данные Министерства труда РФ за 2018 год, которые приводят журналисты, свидетельствуют: северокорейцы работают и в других регионах России, причем 40% всех лицензий выдаётся в Москве и Санкт-Петербурге. В Соединённых Штатах накануне встречи Путина и Кима отмечали, что для северокорейского лидера важно договориться о судьбе этих мигрантов: для Пхеньяна их отчисления имеют большое экономическое значение. Однако если лидеры всё-таки каким-то образом договорятся оставить корейцев в России и, например, перерегистрировать их как студентов (такая опция, по мнению некоторых наблюдателей, остаётся), то у Запада будет ещё один повод наложить санкции на российское руководство.