Рамадан в мусульманском и арабском мире — время внутренних размышлений, служения Богу и изменений. Однако относительно безболезненно пережившая события «арабской весны» Иордания в этот период сталкивается с новыми вызовами: Хашимитское Королевство захлестнула волна массовых протестов, вызванных необходимыми реформами МВФ, которые включают в себя повышение налогов и затронут малообеспеченных людей. За последние месяцы только цены на электричество поднялись на 55%.
Демонстранты обвиняют правительство в том, что оно скрывает свою неудачную экономическую политику новым законодательством. Эксперты указывают на истечение срока «страха судьбы Сирии» и высвобождение в иорданском обществе протестной энергии. «Те, которые поднимают цены, хотят сжечь страну», «Хлеба, свободы и социальную справедливость» — вот некоторые из лозунгов, которые скандируют митингующие не только в столичном Аммане, но и других городах: Джараше, Ирбиде, Маане, Эз-Зарке, Эль-Балке, Эль-Караке.
میاں صاحب آپ خلائی مخلوق کا علم رکھتے ہیں ذرا بتا دیں یہ کونسی خلائی مخلوق ہے
— Ameer Abbas (@ameerabbas84) 4 июня 2018 г.
1000s of Jordanians took to the streets shaking Jordan, hence PM hs resigned to soothe widespread anger over economic policies that hv sparked the largest protests in several yrs & dozens of arrests pic.twitter.com/YE4EZ2weCe
Демонстрации организованы молодёжным движением «Хирак Шабаби» и 33 влиятельными иорданскими профсоюзами и общественными организациями юристов, журналистов, медицинских специалистов и др. Среди них две самые крупные в королевстве, их численность составляет около 300 тысяч человек, — Иорданская ассоциация инженеров (JEA) и Иорданская ассоциация образования (JEA). Сначала протесты выглядели как митинг представителей среднего класса против налоговой реформы, затем к ним присоединилось «Хирак Шабаби». Тем не менее протесты отличаются от тех, которые были прежде: раньше митинги так или иначе были связаны с оппозицией — левыми или «Братьями-мусульманами» (запрещены в РФ), которые действовали под эгидой ряда организаций.
Король Иордании Абдалла II отменил намеченные поездки за границу, приказал отложить принятие решений о повышении цен на бензин и призвал протестующих граждан к национальному диалогу в вопросе внесения поправок к закону о подоходном налоге. В связи с продолжающимися многотысячными протестами 4 июня Абдалла II принял отставку кабинета министров страны во главе с премьером Хани аль-Мульки и возложил обязанности на министра образования Омара Раззаза, ведущего реформатора и бывшего высокопоставленного представителя Всемирного банка. В отличие от консервативного предшественника, Раззаз считается прогрессивной и либеральной фигурой. Однако отставка Хани аль-Мульки не остановила волну массовых протестов, продолжающихся с 31 мая. Протестующие продолжают перекрывать дороги, жечь покрышки и драться с силами безопасности — местными отрядами ОМОН. По словам начальника полиции генерал-майора Фаделя аль-Хамуда, силовики задержали 60 человек, 42 сотрудника силовых структур получили ранения.
Митингующие требуют от короля «полной смены политического курса» и отказа от программы финансового оздоровления, принятой предыдущим составом кабмина. Аль-Мульки занимал премьерский пост с мая 2016 года, его правительство считалось кабинетом технократов, которое следует советам МВФ и отстаивает интересы крупного бизнеса страны. Правительство разработало проект налоговой реформы под давлением МВФ, который в 2016 году выделил Иордании трёхлетний кредит в размере $723 млн под гарантии проведения в стране экономических реформ.
Ответственность на короле
В журналистской среде есть распространённое заблуждение о том, что в области внутренней политики «брутальный» Абдалла, умеющий стрелять, прыгать с парашютом, нырять с аквалангом, пилотировать вертолёт и т.д., продолжает жёсткую линию отца в отношении к «Исламскому фронту действия» — партии, созданной в 1992 году под эгидой «Братьев-мусульман» (запрещена в РФ). Ещё при короле Хусейне «Братья-мусульмане», которые действовали под эгидой других организаций, за исключением ряда инцидентов, наоборот уравновешивали политическое поле Иордании в противовес левым и либеральным движениям и группам. На настроения иорданского общества прямо повлияло вторжение США в Ирак в 2003 году. В 2005 году в Аммане произошли крупные теракты, ответственность за которые взял на себя иракский филиал «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) под руководством одиозного иорданца Абу Мусаба аз-Заркави.
В этих условиях Иордания была вынуждена, с одной стороны, не допустить усиления исламистской угрозы, с другой — не допустить конфронтации с «Братьями-мусульманами», несмотря на то, что к этому её подталкивали (и продолжают подталкивать) Саудовская Аравия и США. Настоящим испытанием для устойчивости Хашимитской династии стали события «арабской весны» и массовые выступления, которые прокатились и по Иордании. Они поддерживались «Исламским фронтом действия». Оппозиция требовала экономических и политических реформ, при этом основная волна негодования обратилась не на короля, а на фигуру премьер-министра, который ранее назначался монархом. Абдалла II пообещал сделать правительство выборным и несколько раз затем отправлял кабмин в отставку. Постепенно монарху и его людям удалось снизить протестную активность граждан, в отличие от соседней Сирии, где противостояние между режимом и оппозицией только набирало ход.
В нынешней ситуации публичный гнев также направлен на правительство, однако именно король имеет последнее слово как по всем вопросам политики, так и экономики. В последний раз демонстрации по экономическим причинам угрожали стабильности режима в 1989 году, когда протестующие требовали отставки премьера Зайда ар-Рифаи, отмены чрезвычайного положения, принятия демократических реформ, либерализации экономики. Король Хусейн тогда согласился почти со всеми требованиями, отмечает Haaretz. В то же время в Иордании за последние 10 лет сменилось семь различных премьер-министров.
Серьёзные намерения
Иорданское Хашимитское Королевство — одна из самых бедных стран Ближнего Востока, в первую очередь из-за отсутствия крупных месторождений энергоресурсов. Поэтому она постоянно подвержена проблемам экономического, социального и внешнеполитического характера. Нынешняя ситуация опасна тем, что зажатая между несколькими геополитическими конфликтами и охваченная растущим населением беженцев из Сирии (700 тысяч человек), Ирака и оккупированных палестинских территорий, Иордания имеет 20-процентный уровень бедности и 40-процентый уровень безработицы.
Король Абдалла II принадлежит к династии Хашимитов и является прямым потомком пророка Мухаммеда в 43-м поколении. Именно монархи Иордании являются хранителями Храмовой горы (Харам аш-Шариф), что делает их в глазах большого количества верующих фактически «покровителями» Иерусалима. За время своего правления монарх не раз демонстрировал умение справляться с кризисами и удерживать королевство на плаву. В этот раз, пользуясь поддержкой США, Саудовской Аравии и Израиля, у Абдаллы II также есть все шансы продемонстрировать лавирование «между бушующими песками», однако интегрировать в общество непопулярные реформы будет не просто.