Знаменитый футболист умер после комы
В пору спортивной молодости Эдуард Маркаров и Анатолий Банишевский были настоящими легендами

В 1966 году на чемпионате мира по футболу в Англии советская сборная взяла бронзу. Одними из героев этого чемпионата стали футболисты бакинского «Нефтчи» Эдуард Маркаров и Анатолий Банишевский.
Педантичному и необыкновенно техничному Маркарову карьеру в союзной сборной испортил малый рост и то, что он был «артистом» футбола: тогда были в моде «силовики» и другая, атлетическая и напористая манера игры. А Банишевский ненавидел сборную из-за жёсткого контроля над игроками, придирок и штрафов. Однажды он сбежал со сборов в Баку прямо в спортивном костюме, и для того чтобы избежать скандала, его положили в больницу.

Оба были патриотами своего города, но Маркаров покинул его после личной трагедии, а Банишевский с ним не расстался. Он много раз отказывался от переезда в Москву, хотя столичные клубы предлагали ему отличную зарплату и квартиру в самом центре. В советском Баку его имя открывало все двери, а в постсоветском он, тяжело больной, спивающийся, ушедший из дома, какое-то время даже жил в кочегарке.
В историю футбола вошёл гол Банишевского на товарищеском матче со сборной Бразилии 21 ноября 1965 года, когда он забил мяч в ворота бразильцев затылком и стал первым советским футболистом, распечатавшим их ворота. Маркаров же забил половину своих голов головой: этого игрока называли «виртуозом футбола» и «футбольным джентльменом».
Гонять мяч Маркаров начал с 14 лет. Его отец был футболистом, мастером спорта СССР, и стал первым тренером Эдуарда. В «Нефтчи» Маркаров быстро выдвинулся: вскоре его начали называть лидером команды и сравнивать с Пеле. Его связка с Банишевским была по-настоящему звёздной. Маркаров мог обыграть сразу нескольких защитников, он был самым результативным игроком «Нефтчи». У него был выдающийся комбинационный дар, его называли блестящим организатором игры. Но его судьба складывалась не слишком счастливо.

В 1968-м пьяные милиционеры избили его до потери сознания, и он провёл в больнице полгода, а за это время «Нефтчи» рухнул на нижние строчки турнирной таблицы. В 1969 году он получил тяжелейшую травму в матче против ростовского СКА. После этого Маркаров снова полгода лежал в больнице. Когда он вышел на поле, мастерство по-прежнему было с ним, а вот сил уже не хватало. Его списали со счетов в сборной, это же стало происходить и в Баку. В том же году у него умерла мама, которую он очень любил, и ему захотелось уехать из родного города. Так он и поступил.
А Банишевский был самым любимым публикой футболистом «Нефтчи». Его сольные проходы по полю, блестящие голы, звёздные передачи стали легендой. У него была сумасшедшая скорость, немыслимая обводка. Говорили, что Банишевский «видит поле затылком»: он мог стоять неподвижно, и вдруг за этим следовали рывок, удар, гол... После матчей публика носила его на руках.
Когда он не забил пенальти в решающей игре, в городе начались беспорядки: толпа переворачивала машины и жгла ларьки, и семья Банишевского пряталась у соседа, дяди Гейдара Алиева. Сам он уходил со стадиона проходными дворами.
Он любил компании и всегда помогал друзьям, часто это заканчивалось плохо: его «Волга», которую он одолжил приятелю на свадьбу, в результате оказалась в кювете. Банишевский пил — и это привело его к дисквалификации и лишению звания заслуженного мастера спорта. Так спортсмена наказали «за аморальное поведение, пьянство и рукоприкладство»: скандал, который футболисты «Нефтчи» устроили в самолёте, попал на страницы центральной газеты и был отчасти замят лишь благодаря Гейдару Алиеву. После того как на чемпионате Европы 1972 года советская сборная проиграла команде ФРГ, Банишевский нагрубил распекавшему игроков высокопоставленному чиновнику — и его больше никогда не звали в сборную.

По разным причинам он потерял семь спортивных сезонов и оставил футбольное поле тяжело больным человеком. Перестав играть, Банишевский работал тренером. Он зарабатывал на хлеб и в Африке, но вернулся оттуда без больших денег. А в 45 лет, после диабетической комы, начал терять память. Это стало началом конца. В декабре 1997 года Анатолий умер.
А Маркаров до сих пор тренирует футболистов. Он приезжал в Баку, где его прекрасно встретили: город, изменивший своё лицо и преобразившийся, помнит о золотых временах «Нефтчи». Они давно стали футбольной легендой, а Маркаров и Банишевский — её главными героями.