Популярный Telеgram-канал принёс известие о том, что в верхах якобы склоняются к выдвижению на пост главы Общественной палаты РФ вместо «передвинутого» в СПЧ Валерия Фадеева первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

Понятно, что Валентина Владимировна — один из ярких символов освоения человечеством космоса, подвигом которой законно гордилась вся страна. Кроме того, в её активе многогранный опыт руководства разного рода организациями, имевшими статус общественных, — Комитетом советских женщин, Союзом советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. А по части парламентского стажа, берущего начало ещё в 60-х годах, у неё фактически нет конкурентов в нынешней Госдуме.

Однако не трудно предположить и систему аргументов против выдвижения Терешковой на новую роль, прежде всего учитывая её довольно зрелый возраст. В грядущем марте «Чайке» (позывной Терешковой во время полёта) исполнится 83 года. Возраст, если информация о новом карьерном повороте Валентины Владимировны верна, явно даст пищу для разного рода критических стрел. Прежде всего критики, видимо, обратят внимание на новое подтверждение проявившейся тенденции по снятию возрастных ограничений как для госслужащих, так и для общественных руководящих деятелей. Пересидели свои формальные сроки председатели Верховного и Конституционного судов. Появилась информация, что отныне не будет возрастных ограничений и для ректоров двух ведущих университетов — МГУ и СПбГУ. А ведь до сих пор после достижения ими возраста в 65 лет президент мог только два раза продлить их полномочия. Словом, тенденция ставки, скажем так, на людей зрелых и опытных ясна. Тем более что пенсионный возраст в стране подняли для всех категорий граждан.

К тому же, думаю, обратят внимание на тот момент, что предполагаемое выдвижение Терешковой в ОП выглядит новой апелляцией к успехам ещё Советского Союза, прямым преемником которого и выступает нынешняя Россия. Мол, когда нет новых достижений, усиленно превозносят прежние. Классический пример — празднование юбилея Калашникова. А назначение Валентины Терешковой, без сомнения, привлечёт дополнительное внимание к её биографии и раннему советскому космосу.

Но если для Валентины Терешковой приход на место Валерия Фадеева — это символическое завершение длительной общественно-политической карьеры, то шанс назначения в ОП РФ Елены Шмелёвой, одной из самых перспективных женщин новой политической волны, вызывает противоречивые оценки. Ведь Шмелёва, мозг образовательного центра «Сириус», сопредседатель ОНФ, один из руководителей предвыборного штаба Владимира Путина, весь прошлый год рассматривалась экспертами в качестве главного претендента на место министра образования. Собственно, всё было при ней — диплом СПбГУ, нынешней кузницы руководящих кадров, опыт научной работы и кандидатская степень, авторские методики воспитания и взращивания молодых талантов. Не говоря уже об активной общественной деятельности. При явном дефиците женщин в числе первых лиц государства и очевидном запросе на новые лица личность Елены Шмелёвой выглядела сущей находкой.

Однако все её карьерные прогнозы пока не оправдались, а назначение в ОП, по мнению некоторых провидцев, может вообще поставить крест на дальнейшем политическом росте, поскольку в своём нынешнем виде ОП остаётся-де органом с весьма расплывчатой компетенцией. И не столь уж заметным в нашей политической среде. Но, с другой стороны, оба её предшественника на этом посту пошли на повышение. А сама Шмелёва вполне могла бы разбудить «общественное болото», активно вернуть ОП к изначальным функциям — экспертной оценке всех изменений, вносимых в нынешнее законодательство. На новом посту она получила бы возможность запрашивать любую информацию, включая закрытую, влиять на деятельность любых государственных органов. Словом, не место красит человека, а человек место.

Собственно, и рассмотрение столь противоположных кандидатур лишний раз говорит о том, что и в администрации президента как раз задумались о функциях ОП. И решающий выбор секретаря будет как раз свидетельствовать о том, какую роль в ближайшем будущем отведут Общественной палате.