В современном мире из-за развития нейросетей педагоги должны быть готовы обучить школьников, как пользоваться технологиями на благо, заявила президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева. В интервью «Парламентской газете» она отметила, что в связи с этим в РАО создают новую дидактику для успешной трансформации системы образования в условиях цифровизации. По словам Васильевой, искусственный интеллект все равно не сможет заменить учителей, так как не способен передавать духовно-нравственный опыт.
Мы должны четко понимать, что возможности различных электронных систем возрастают с каждым днем, но идею для их работы все еще придумывает человек. Важно не заигрываться, упрощая все действия в жизни ребенка до пары кликов, а учить его творить, мыслить, созидать. Для этого нужны базовые знания и умения, — считает глава РАО.
Кроме того, при поддержке Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РАО разрабатывает список актуальных тематик для исследований по педагогике и психологии, рассказала Васильева. Она отметила, что диссертации по вопросам преподавания должны быть в первую очередь «поставлены на службу детству». Васильева уточнила, что в апреле 2023 года были утверждены критерии доказательности диссертационных исследований. Любой желающий может сверить с ними свою работу и установить, обоснована ли ее востребованность, дало ли исследование полезные результаты и как оно может повлиять на образовательную практику.
Эта работа в первую очередь направлена на помощь аспирантам: благодаря перечню они могут узнать, какие направления исследований в области наук об образовании сегодня действительно востребованы. <...> Наша цель — поставить науку на службу детству, — подчеркнула глава РАО.
Согласно последнему анализу диссертаций по педагогическим наукам, меньше всего учителя защищаются по методикам преподавания литературы, истории и географии. Больше всего работ пишут по теме иностранных языков. При этом исследований по воспитанию, взаимодействию семьи и школы практически нет. По словам Васильевой, нужно заполнять этот пробел, так как эти направления «формируют человека и гражданина».
Член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман ранее заявил, что отменять ЕГЭ или изменять выпускные экзамены не следует, потому что для детей «меньше стресса не станет». Депутат уточнил, что избегать перенапряжения бессмысленно, так как во взрослой жизни человек постоянно сталкивается с ним.