Модернизация Байкало-Амурской магистрали является более масштабным проектом, чем ее строительство в СССР, заявил президент России Владимир Путин во время выступления на пленарной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ). Что предстоит обновить на железной дороге, сколько будут стоить работы и как реализация мегапроекта повлияет на экономику страны — в материале NEWS.ru.

Что планируют модернизировать на БАМе

Путин сообщил, что за последние десять лет на Восточном полигоне железных дорог, включающем Транссибирскую магистраль и БАМ, было построено более двух тысяч и модернизировано свыше пяти тысяч километров пути. По его словам, инженеры возвели и реконструировали на этих транспортных артериях более 100 мостов и тоннелей. Все это позволит к концу 2024 года увеличить пропускную способность до 180 млн тонн ежегодно, отметил президент РФ.

«В этом году мы запустили очередной, третий этап развития этой важнейшей транспортной артерии. Работы ведутся, они развернуты», — подчеркнул Путин.

Он добавил, что на третьем этапе модернизации Восточного полигона предстоит расширить узкие участки железной дороги, проложить дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также возвести мост через Амур. Кроме того, на всем протяжении БАМа появятся вторые пути, уточнил Путин.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль», — отметил российский лидер.

По его словам, в ближайшие восемь лет на Восточном полигоне должны появиться 3100 километров нового железнодорожного полотна. Путин подчеркнул, что столько же было уложено в рамках первого и второго этапов расширения БАМа и Транссиба вместе взятых и столько же — в годы строительства БАМа, с 1974-го по 1984-й.

«Сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причем с огромным напряжением сил», — заявил глава государства.

Модернизация Восточного полигона была разделена на три этапа. Второй должен завершиться в 2024 году. 20 апреля правительство РФ утвердило паспорт третьего этапа. Цель проекта — достижение провозной способности магистралей в 210 млн тонн по итогам 2030 года и в 270 млн тонн — в 2032-м.

Владимир ПутинФото: kremlin.ruВладимир Путин

Сколько будет стоит модернизация БАМа и Транссиба

Согласно паспорту проекта, общая стоимость третьего этапа модернизации Восточного полигона составит 3,74 тлн рублей. Основные средства пойдут на развитие БАМа. В эту магистраль будет вложено 72% от всех инвестиций, то есть 2,7 трлн рублей. Однако смета будет уточняться и меняться, сообщил ранее замгендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров.

«Транспортная схема, карьеры, дороги, вопросы, связанные с изысканиями по грунтам, — что под насыпь, что под искусственные сооружения — все пока учтено очень предварительно», — сказал он.

Эксперт по железнодорожным грузоперевозкам и логистике доцент кафедры правового и таможенного регулирования на транспорте МАДИ Андрей Голубчик в разговоре с NEWS.ru предположил, что сумма, утвержденная в паспорте, сильно вырастет по ходу реализации проекта. Он отметил, что первоначальная смета всегда оказывается меньше итоговой стоимости работ.

«Я бы хотел ошибиться, но думаю, что когда модернизация будет реализована, то эта цифра [изначально указанная стоимость] будет увеличена в два раза, потому что денег в таких ситуациях никогда не хватает», — высказал мнение Голубчик.

Что касается окупаемости проекта, то в данном случае материальные затраты нивелируются значимостью модернизируемых железнодорожных магистралей для России, отметил он.

На третьем этапе строительства проект впервые будет финансироваться с привлечением государственно-частного партнерства и денег, поступающих не из инвестпрограммы РЖД, а из кредитных средств, привлеченных подрядчиком, пишет «Коммерсант».

Тем не менее Макаров подчеркнул, что РЖД продолжит спонсировать реконструкцию БАМа. По его словам, объем вложений в 2025 году будет сопоставим с тем, что был выделен в 2024-м (360 млрд рублей).

Самые дорогостоящие объекты третьего этапа модернизации — это дублеры Северомуйского, Кодарского, Кузнецовского тоннелей и мост через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре. Общая смета этих объектов — 498,8 млрд рублей без НДС. Самая большая часть средств — 307 млрд рублей — уйдет на строительство второго Северомуйского тоннеля.

Фото: Михаил Синицын/ТАСС

Как обновленный БАМ повлияет на экономику России

Депутат Госдумы Ярослав Нилов в разговоре с NEWS.ru предположил, что модернизации БАМа оздоровит российскую экономику. По словам парламентария, выстроенная транспортная логистика улучшит жизнь многих регионов страны.

«У нас уникальная большая страна, и выстроенная транспортная логистика позволит многим регионам зажить новой жизнью. Это оздоровит экономику и придаст импульс для развития. Модернизация БАМа будет способствовать развитию промышленности, туристическому потоку и дополнительному транспортному сообщению. В целом это приведет к росту экономики», — сказал Нилов.

Голубчик добавил, что модернизация Восточного полигона позволит решить одну из наиболее острых проблем России — недостаточный объем грузоперевозок с востока на запад и обратно.

«Перевозка грузов — это транспортная и экономическая безопасность страны. После модернизации провозная возможность Восточного полигона должна резко увеличиться, соответственно, объем грузоперевозок должен существенно возрасти», — сказал он.

По словам эксперта, помимо транспортировки коммерческих товаров, по железной дороге можно будет перебрасывать спецтехнику, в том числе и военную. Голубчик отметил, что это вопрос безопасности страны.

«Конечно, не дай бог нам придется это делать, у нас должна быть такая возможность. Поэтому приоритет любого государства, тем более такого большого и протяженного, как Россия, — иметь нормальные транспортные коммуникации максимально на всей территории страны, чтобы возить коммерческие, социальные и специальные грузы», — подчеркнул он.

Что касается пассажирских перевозок по БАМу и Транссибу, то в этой сфере, по мнению Голубчика, ничего особо не изменится. По его словам, при всех существующих проблемах «приоритет пассажирских перевозок всегда существовал и будет существовать».

Рабочий в одном из цехов локомотивного депо в Тынде. На БАМе расположены три сервисных локомотивных депо Дальневосточного филиала ООО «ЛокоТех-Сервис», одно из них — в ТындеФото: Станислав Красильников/РИА НовостиРабочий в одном из цехов локомотивного депо в Тынде. На БАМе расположены три сервисных локомотивных депо Дальневосточного филиала ООО «ЛокоТех-Сервис», одно из них — в Тынде

В свою очередь председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов сообщил в разговоре с NEWS.ru, что расширение БАМа и Транссиба — это «ключ развития экономики».

«Двухпутку надо увеличивать. Грузы идут и идут, увеличение идет большое. Будучи кандидатом в президенты, я говорил, что ключ развития экономики лежит в Арктике и на Дальнем Востоке. Сегодня железнодорожный путь очень важен», — заявил Харитонов.

По его словам, помимо Восточного полигона стоит развивать железные дороги на севере страны. Харитонов подчеркнул, что нужно проложить пути до Северного морского пути. Депутат отметил, что сейчас идет строительство такой магистрали через Урал.

«Можно будет грузить с двух сторон. Это тоже хорошая развязка. Одним БАМом невозможно все перелопатить, даже если эшелоны будут идти каждые пять минут. Северный морской путь будет крепко выручать», — добавил он.

Почему модернизировать БАМ сложнее, чем строить

Подрядчики будущих работ считают, что нельзя сравнивать прокладку новой магистрали и ее модернизацию. С этим утверждением согласен и Голубчик. По его мнению, реконструкцию БАМа и Транссиба с одной стороны осуществлять легче, чем строительство, а с другой — сложнее.

«Все потому, что строители оставили какие-то технологические заделы: есть дороги и населенные пункты. То есть предварительная тяжелая работа уже проделана. Но модернизация подразумевает принципиальные изменения, полное осовременивание всей технологии транспортного процесса», — сказал эксперт.

По словам Голубчика, тем, кто будет заниматься обновлением транспортных артерий, предстоит провести огромное количество сложной технологической работы «по отстраиванию с нуля систем электронной безопасности и управления перевозками». Это важнейшие элементы железной дороги, подчеркнул Голубчик.

Читайте также:

Путин раскрыл детали встречи с Дуровым: визит в Баку, подробности

Путин вручил награды строителям БАМа

В РЖД объяснили высокие цены на билеты из Анапы в Москву