Группа московских курьеров, заявляющих о сотрудничестве с сервисом «Яндекс.Еда», объявили о начале забастовки. Об этом они заявили в видеообращении. Как утверждает один из авторов видеоролика — гражданин РФ киргизского происхождения Нургазы Алибеков, с которым поговорил NEWS.ru, работники службы доставки обещают не выполнять заказы как минимум до начала следующей недели. По его словам, помимо Москвы протесты могут распространиться на другие крупные города России. В самом сервисе отрицают наличие проблем с недовольством персонала и сомневаются, что видеообращение записали их сотрудники.
«Это издевательство»
Сам Алибеков, по его словам, ранее работал с сервисом Delivery Club, но на данный момент разорвал сотрудничество ним и переходит на «Яндекс.Еду» — обе платформы с недавнего находятся под контролем «Яндекса». Себя он позиционирует как «глава киргизской курьерской диаспоры», представляющий интересы доставщиков. По его утверждению, у протестующих несколько требований. В их числе давнее предложение, судя по всему, остающееся актуальным ещё с первых забастовок работников отрасли летом 2020 года: оформление курьеров по трудовым договорам вместо договоров об оказании услуг. Также, утверждает он, протестующие добиваются введения дополнительной оплаты при ожидании заказа от 20 минут. В упомянутом выше видеоролике его авторы заявили, что отказываются выходить на работу с 25 по 28 ноября.
Мы хотим, чтобы зону доставки уменьшили, потому что эффективнее работают курьеры в тех районах, где они живут, или в тех, которые рядом. Если я, например, работаю в своём районе, то другие я не знаю, а при такой погоде, в гололёд очень трудно для курьера ехать сначала в один край города, а потом в другой. Это не потому, что большие расстояния, но и потому, что в мороз очень быстро разряжаются телефоны, которыми мы пользуемся постоянно. Бывает, когда я жду заказ в Новогиреево, мне он поступает из Новокосино, я еду туда, а оттуда в это же время едет курьер в Новогиреево. Я спрашиваю: «У вас что, людей не хватает?». Мне отвечают, что люди есть и очень много сидят даже без заказов, но зачем-то нас мешают по разным районам. Зачем так делается, непонятно, это издевательство, — рассказал NEWS.ru Алибеков.
По его словам, когда курьер не знает район, ему приходится дольше выполнять заказ и заниматься поисками адресов, последние дни из-за погоды много сотрудников падают с велосипедов, травмируются и теряют здоровье.
Да, мы прекрасно знаем, что в таких случаях надо сходить в травматологию и взять справку, но не каждый курьер может выразить свои мысли чётко и ясно. Некоторые не ходят в больницу, потому что большинство из нас не россияне, а граждане стран СНГ и плохо знают русский язык, — рассказал курьер.
Бастующие также требуют поднять зарплату. По утверждению Алибекова, сейчас курьеры «Яндекс.Еды» якобы получают 70 рублей за минимальный заказ и требуют повысить оплату до 100 рублей. При этом, по его словам, существует проблема так называемых мультизаказов, которые, по словам протестующих, могут оплачиваться вдвое меньше минимальных.
Если есть один заказ, иногда автоматически, без согласования с курьером запихивают ещё один заказ, а за него платят 50%. Это очень мало. Есть правила, по которым, например, если из какого-то района накапливаются непринятые заказы, их назначают курьеру без согласования с ним, — говорит собеседник NEWS.ru.
Говоря о штрафах, против которых также направлена забастовка, Алибеков заявил NEWS.ru, что финансовые санкции за несвоевременный выход на смену начисляются из расчёта 3 рубля за минуту.
Это значит, что час — 180 рублей, а если есть слот 10 часов, то штраф будет 1800. При такой погоде, когда курьеры получают травмы, они вынуждены не выходить в какие-то дни и получать за это штрафы. Самостоятельно слот за один день они отменить не могут, — говорит участник акции.
По его утверждению, в забастовке примут участие около 600 курьеров. Алибеков выразил надежду что руководство сервиса начнет с ним переговоры, однако по его словам, пока этого не произошло.
Он также заявил, что поднятые им проблемы есть не только в Москве и, если требования в ближайшие дни не будут удовлетворены, акция может начаться в других городах России.
В течение двух-трёх дней мы будем объединяться и стараться полностью прекратить работу до выполнения наших условий. Планируем бастовать не только в Москве, но и других крупных городах, где есть такие же проблемы и с которыми есть связь, это и Петербург, и Самара, и Екатеринбург, и Челябинск, и Красноярск. Мы постараемся выступить по всей России, чтобы нас услышали, — добавил Алибеков.
«Сезон высокого спроса»
В пресс-службе «Яндекс.Еды» прокомментировали NEWS.ru сообщения о начале забастовки курьеров. Официальный представитель компании усомнился, что фигурирующий на видеообращении человек является их сотрудником и осведомлён о политике компании.
У нас нет подтверждения, что человек на видео когда-либо сотрудничал с «Яндекс.Едой» и знает условия и тарифы сервиса. У нас нет заказов, за которые курьер получал бы 70 рублей. Мультизаказ всегда оплачивается как два отдельных заказа, а если курьер слишком долго ждёт в ресторане, он может отменить заказ через службу поддержки, — заявили NEWS.ru в сервисе.
Представитель компании также добавил, что «Яндекс.Еда» работает «в штатном режиме», сейчас у них «сезон высокого спроса и курьеры зарабатывают больше обычного из-за повышающих коэффициентов и дополнительных бонусов». Он также отметил, что за последние полгода «доход курьеров вырос почти на 50% и сейчас может достигать 160 тысяч рублей в месяц». Он также утверждает, что все выплаты работникам службы доставки «поступают в полном объёме и вовремя».
В августе «Яндекс» приобрёл у VK сервиса доставки еды Delivery Club, обещая, что после сделки он и «Яндекс.Еда» перейдут на единую технологическую платформу.
Ранее представители двух сервисов регулярно объявляли забастовки, требуя улучшить условия труда: в декабре 2021 года протестовали курьеры «Яндекса» из Кемерово, месяцем ранее — представители Delivery Club из Петербурга. До этого в разных регионах проходили флешмобы «За право быть матерью» в защиту уволенной во Владивостоке беременной сотрудницы сервиса «Яндекс.Еда» Маргариты Малыш.
В октябре 2020 года курьеры Delivery Club в Москве требовали отмены штрафов, заключения прямых трудовых договоров вместо договоров об оказании услуг. Тогда компания пошла навстречу, снизив штрафы за невыход на смену с 3000 до 900 рублей, за непринятый заказ — с 300 до 120.
В июле 2020 года несколько сотен доставщиков еды Delivery Club устроили первую крупную забастовку и смогли добиться поставленных целей. Эти события положили начало созданию курьерского профсоюзного сообщества.
Лидер профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев подвергся уголовному преследованию по статье УК о неоднократных нарушениях при проведении митингов и сейчас находится в СИЗО. Его сторонники считают дело политическим. В поддержку Украинцева проходят акции солидарности профсоюзных объединений и левых политических партий в разных странах мира.