В Санкт-Петербурге курьеры Delivery Club устроили забастовку против изменения условий работы. Доставщики еды жалуются на внезапное удлинение маршрутов от точки выдачи до потребителя, из-за чего им приходится ездить из одного конца города в другой. Те, кто работает на автомобилях, стоят в пробках и расходуют больше бензина. В акции протеста, по словам самих активистов, участвуют несколько сотен человек. В Delivery Club считают, что информация о протестах недостоверна. За последние полтора года это уже не последний случай, когда курьеры жалуются на нарушение собственных прав. За это время они успели создать профсоюз и стали добиваться своего. Но не всегда компании идут на уступки бунтующим «героям карантина».
Логистика раздора
По словам одного из участников забастовки в Петербурге, проблемы у работников службы доставки еды возникли 30 октября «из-за логистики Delivery Club». Протестующие выражают недовольство, снимая себе смены в рабочем приложении. Если первые два-три дня протесты поддерживали около 600 человек, то теперь в забастовочном чате их уже больше тысячи. Из них, как оценивает собеседник NEWS.ru, активно участвуют в защите своих прав несколько сотен человек.
Активист также рассказал, с чем приходится сталкиваться курьерам в работе. По его словам, сотрудников службы доставки «заставляют работать по всему Петербургу»:
Рестораны, клиенты и сами курьеры могут находиться в разных частях города. Раньше курьер работал в том или ином районе, который был хорошо знаком. Соответственно, от точки общепита к клиенту маршруты были локализованы на относительно небольшой территории. Сейчас приходится разъезжать по всему городу, вне зависимости от расстояния. Автокурьеры в итоге тратят больше денег на бензин и больше времени на доставку, стоя в пробках. Пешим курьерам, понятно, тоже неудобно мотаться из одного района в другой — незнакомый. Из-за этого случаются опоздания. Из-за опозданий штрафуют.
Некоторые участники акции заявили, что протестующих уже начали увольнять. В частности, тех, кто писал в техподдержку Delivery Club, что им не нравится изменение политики компании. По словам одного из активистов, «начали отключать от работы — просто на кнопку нажали и курьер больше не работает».
Протестующие выдвинули Delivery Club три главных требования: предоставлять работу только в выбранном районе, только со своей отправной точки; отменить штрафы за опоздания; вернуть всех заблокированных курьеров.
Автокурьеры при этом жалуются, что их отправляют работать в чужие районы, не компенсируя затраты на бензин. Водители требуют повышения зарплаты и снятия поминутных штрафов. Другие протестующие указывают на скорое приближение зимы и ухудшение условий труда, так как из-за пандемии пешим курьерам приходится мёрзнуть, ожидая на улице, пока в ресторане готовится заказ.
Однако, как говорит представитель бастующих, со стороны Delivery Club пока нет реакции.
В пресс-службе Delivery Club при этом опровергли сообщения о забастовке. В компании не стали рассказывать, менялись ли алгоритмы работы курьеров, возникли ли трудности в связи с протестами и готов ли менеджмент организации к переговорам.
Информация не соответствует действительности, мы работаем в штатном режиме. Количество курьеров на слотах ежедневно соответствует плановому. С момента закрытия залов ресторанов их заработок вырос на 20%, курьеры стараются использовать возможность заработать в период ограничений, — заявил NEWS.ru представитель Delivery Club.
Краткая история самоорганизации
В профсоюзе «Курьер», который оказывает поддержку протестующим и старается вести диалог с работодателями, предположили, что недовольство доставщиков еды в Северной столице возникло из-за локдауна. Как сообщил NEWS.ru представитель организации Кирилл Украинцев, протесты в курьерской среде начинаются обычно в «период высокого запроса на рабочую силу и большой загруженности». Сейчас увеличилось количество заказов, и курьеры из-за увеличенных маршрутов теряют время и деньги.
По словам профсоюзного активиста, «приоритет должен быть по отправной точке». Это, как подчёркивает Украинцев, «изначально обговаривалось при трудоустройстве — и в личной оферте, и публично Delivery Club заявляет, что предоставляет возможность работать в определённом районе». Также он отметил, что курьерское движение в России «начинает обретать массовый характер».
Некоторые агрегаторы не очень идут на диалог с трудовыми коллективами. В этом плане Delivery Club более демократично выстраивает подход к общению с профсоюзом и более охотно идёт на уступки, нежели его конкуренты. Важно поддерживать конструктивное общение между рабочими и корпорациями, чтобы последние не получали репутационного ущерба из-за того, что не видят проблем или делают вид, что их нет. Самый главный инструмент в борьбе с нарушениями условий труда и за их улучшение — это низовая самоорганизация.
Собеседник NEWS.ru отметил, что за полтора года курьерам удалось одержать достаточно много побед в борьбе за свои права. В частности, в июле 2020 года несколько сотен доставщиков еды Delivery Club устроили первую крупную забастовку и смогли добиться выплаты 30 млн рублей за май и июнь. Эти события, подчёркивает Украинцев, положили начало созданию курьерского профсоюзного сообщества.
В октябре 2020 года курьеры Delivery Club в Москве требовали отмены штрафов, заключения прямых трудовых договоров вместо договоров об оказании услуг. Тогда компания пошла навстречу, снизив штрафы за невыход на смену с 3000 до 900 рублей, за непринятый заказ — с 300 до 120.
Часть штрафов была отменена, и в целом мы увидели, что компания пошла на диалог. В ноябре 2020 года состоялись переговоры и условия улучшились, — заявил Украинцев.
Кроме того, представители сообщества проводили флешмобы с требованием выдачи зимних курток. В мае 2021 года в Москве началась забастовка курьеров сервиса «Яндекс.Лавка», они выступали против снижения гарантированной оплаты труда. В результате корпорация вернула «минималку» с 50 до 150 рублей за час. В августе курьерам «Яндекса» также удалось добиться выплаты бонусов по бонусной программе.
В сентябре 2020 года NEWS.ru рассказывал, как на фоне рекордно высокой выручки Delivery Club в Сети стало известно, что один из курьеров получил «минусовую зарплату» за 12-часовую смену. Тогда в компании заявляли, что штрафы — это часть «системы мотивации», которая, по их мнению, соответствует российским и международным бизнес-схемам. Однако в профсоюзе «Курьер» подчёркивали, что штрафная система должна быть отменена, потому что она идёт вразрез с нормами Трудового кодекса.
В январе 2021 года в профсоюзе также заявляли, что около 30% курьеров Delivery Club сообщили о проблемах со своевременностью оплаты труда, хотя в компании опровергали эту информацию. В мае сообщалось, что ФНС проверит «Яндекс.Еду» и Delivery Club на предмет экономии на налогах. О результатах работы налоговики так и не отчитались, но в октябре появилась информация, что СК проводит проверку в Delivery Club на предмет неуплаты налогов на сумму почти 85 млн рублей.