Сенатор от Запорожской области, командир отряда БАРС «Сармат» Дмитрий Рогозин сообщил, что Вооруженные силы Украины используют для атак по позициям ВС РФ беспилотники, покрытые токсичными веществами. По его словам, из-за этого российские бойцы получают серьезные травмы. Откуда у Киева отравляющие вещества, станут ли такие атаки массовыми и как Россия на них отреагирует — в материале NEWS.ru.
Что Рогозин сообщил об отравленных БПЛА ВСУ
По словам Рогозина, перед запуском беспилотных летательных аппаратов военнослужащие ВСУ наносят на них сверхтоксичные яды. «Есть многочисленные случаи отравления наших бойцов, которые голыми руками трогают трофейные, прежде всего, сбитые БПЛА», — отметил он.
В качестве доказательства сенатор опубликовал фотографии травм, полученных российским военным при контакте с дроном: на его руках видны серьезные химические ожоги. Как добавил Рогозин, отравляющее вещество похоже на гептил — компонент ракетного топлива с сильным токсическим и мутагенным действием.
По информации Рогозина, огромные запасы химикатов хранятся на заводе «Южмаш» в Днепропетровске. 21 ноября ВС РФ нанесли комбинированный удар по этому предприятию с применением новейшей баллистической ракеты «Орешник».
Военный эксперт, бывший член комиссии ООН по биологическому оружию Игорь Никулин предположил в беседе с NEWS.ru, что у Украины могли остаться запасы гептила еще с советских времен.
«Если это что-то другое, то велика вероятность, что речь идет о поставках коллективного Запада. Скорее всего, Великобритании. Отравления — ее фирменный почерк. Можно вспомнить Сергея Скрипаля, которого отравили в Солсбери, или, к примеру, Ясира Арафата. Список жертв британских спецслужб очень большой, особенно на Ближнем Востоке, в Африке. Они регулярно пускают в ход различные яды», — считает Никулин.

Какое еще химоружие применяют ВСУ
Сообщения об использовании ВСУ обработанных химикатами беспилотников во время атак появлялись и ранее. Так, в августе 2024 года российский военный с позывным Запал рассказал о похожих случаях, произошедших на Артемовском направлении. По его словам, если такой дрон упал, но не взорвался, коснувшийся его корпуса боец рискует получить серьезные травмы. Также военный не исключил отравления ядовитыми парами, которые могут нанести тяжкий вред здоровью.
Министерство обороны РФ заявляло, что украинская армия систематически использует в зоне СВО отравляющие вещества и химические средства. По информации командования войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), ВСУ применяют газовые гранаты американского производства с хлорбензальмалонодинитрилом (CS). Это вещество раздражающего действия, которое поражает слизистую оболочку глаз и верхние дыхательные пути. Также фиксировались случаи применения хлорпикрина — химиката для борьбы с вредителями, который использовался во время Первой мировой войны и в сельском хозяйстве.

Согласно официальным данным Минобороны РФ, ВСУ применяли химоружие в Донбассе и Курской области. Военный обозреватель полковник Геннадий Алехин поделился сведениями с NEWS.ru, что такие инциденты были и на Харьковском направлении.
«Дроны летают, как майские жуки в небе, работают минометы и артиллерия. В подкалиберных, осколочно-фугасных снарядах боевая часть начинена химическими отравляющими веществами. Медики рассказывали, что у наших ребят, которые ведут боевые действия на участке фронта под Липцами, появились одышка и рвотные рефлексы», — такую информацию сообщил собеседник. Минобороны не комментировало эти сведения.
Могут ли ВСУ организовать масштабную химическую атаку
Украина бьет своими БПЛА не только по позициям ВС РФ, но и по местам проживания гражданского населения. В ночь на 11 марта произошла самая масштабная атака беспилотников ВСУ на территорию России с начала СВО. Украинские военные задействовали 343 дрона, только над Москвой было перехвачено свыше 90 БПЛА. В результате налета 17 человек получили различные травмы, трое погибли.
Утром 14 марта мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что силы ПВО РФ уничтожили четыре украинских БПЛА на подлете к столице. Как выяснилось позже, сбитые дроны были кустарной сборки. Осмотревшие обломки специалисты пришли к выводу, что в БПЛА присутствовали части других аппаратов. Минобороны не комментировало данную информацию. Из-за налета утром 14 марта столичный аэропорт Внуково временно не принимал и не выпускал самолеты.
Заведующий центром ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин в беседе с NEWS.ru допустил, что ВСУ продолжат использовать «отравленные» беспилотники в ходе своих атак на Россию. По его мнению, Киев побоится ответственности за свои действия, поэтому массового применения дронов с ядом не будет. Козюлин также напомнил, что ранее украинцы даже использовали токсические вещества против своих граждан.
«Мне известен не один случай, когда еще задолго до начала СВО на Украине отравляли людей. Причем эти вещества использовались как средство коммерческой конкуренции. Потом уже были прецеденты, когда ВСУ сбрасывали химические боеприпасы: мы с вами видели телесюжеты на эту тему. Тут важно понимать, что это серьезнейшее нарушение международного гуманитарного права и международных обязательств, которые Украина на себя взяла», — напомнил эксперт.
Никулин не исключил в будущем вероятность масштабных атак ВСУ с применением химоружия. По его мнению, сейчас «можно ожидать чего угодно» от президента Украины Владимира Зеленского.
«Он находится на грани нервного срыва. Американцы уже „продавили“ его по всем пунктам, поэтому он готов пойти на любую подлость. Ну, нацисты всегда так действуют: терпя поражение на поле боя, они начинают использовать противозаконные методы ведения войны», — считает эксперт.

Как защититься от отравленных дронов ВСУ
Никулин напомнил, как избежать воздействия отравляющих веществ на человека в случае повторения атак ВСУ. «Если брать в руки части этих дронов, предположительно отравленных, то это следует делать в резиновых перчатках. Органы дыхания надо защищать хотя бы при помощи обычных респираторов. В случае большей опасности — использовать общевойсковой защитный комплект (ОЗК)», — пояснил он.
Козюлин призвал расследовать все случаи применения химического оружия ВСУ. По его мнению, также важно больше рассказывать бойцам российской армии о подобных атаках и их возможных последствиях.
«Ясно, что ожог можно получить при прямом контакте с химикатами. Надо быть бдительными, информировать наших бойцов об этом. А чтобы с этим бороться, надо предавать широкой огласке подобные случаи, чтобы информация об этом становилась достоянием западной публики. Ну, и протоколировать. СКР наверняка уже взял этот вопрос на карандаш. Пока не вижу других способов защиты», — резюмировал аналитик.
Читайте также:
«Баба-яга», «Коса», «Лютый»: чем ВСУ кошмарят РФ, откуда у них столько БПЛА
«Ракет на всех хватит»: какое супероружие Путина приблизит конец СВО
Мастерят дроны на коленке в подвалах: почему ВСУ усилили удары по России