В ходе СВО российская армия использует артиллерийские системы и боеприпасы в основном советской разработки, а ВСУ на данный момент практически полностью перевооружились на матчасть стран НАТО. В этой связи возникает вопрос: а не пора ли и нашей армии переходить с советского калибра 152 мм на 155 мм?
Со времен императора
Калибр 152 мм является нашим «историческим» калибром, доставшимся сначала советской, а затем и российской армии с дореволюционных времен. Орудия калибра 152 мм широко использовались в русской императорской армии и флоте с XIX века, а знаменитый выстрел «Авроры» был произведен из носовой шестидюймовки крейсера. Затем орудия калибра 152 мм применялись в Гражданской войне и Второй мировой. И нареканий данный калибр не вызывал.
Не вызывает он их и сейчас, потому что натовские 155-мм снаряды не имеют кардинальных преимуществ над 152-миллиметровыми. Так, самый распространенный в странах НАТО осколочно-фугасный снаряд М107 весит 43,8 кг при массе взрывчатого вещества 6,9 кг. А снаряд 3ОФ45 для гаубиц «Мста-С» и «Мста-Б» весит 43,5 кг, при этом масса взрывчатого вещества у него больше, чем у М107, и составляет 7,6 кг. Не сильно уступает М107 и осколочно-фугасный снаряд 3ОФ29 с массой взрывчатки 6,7 кг.
Если посмотреть на корректируемые снаряды, то самый распространенный натовский снаряд М982 Excalibur весит 48 кг (9,1 кг взрывчатого вещества), а отечественный «Краснополь-М1» имеет массу 45 кг (9 кг).
Можно сравнить дальность стрельбы натовских и российских орудий, но тут все зависит не столько от самого снаряда, сколько от баллистики конкретной гаубицы, метательного заряда и применения современных технологий, поэтому характеристики могут меняться по мере внедрения разного рода инноваций.
Переход возможен. Но нужен ли?
В любом случае ясно одно — калибр 155 мм не имеет бесспорных преимуществ перед 152-миллиметровым. Поэтому переход на натовский калибр, да еще в условиях СВО, вряд ли можно считать целесообразным. Хотя бы потому, что это усложнит логистику, да и менять материальную часть лучше в мирное время, в более спокойной обстановке.
Многие эксперты считают, что сделать это будет сложно и дорого, потому что российский ВПК с таким калибром не знаком. Однако это не так. После того как распался СССР, российская оборонка получила возможность выйти на те рынки, куда ранее ей путь был заказан.
Вот почему практически сразу на оружейные выставки отправились отечественные образцы вооружения, сделанные под натовские стандарты. В их числе оказались не только автоматы Калашникова, доработанные под патрон 5,56×45 мм, но и 155-мм снаряды «Краснополь-М2» и «Сантиметр-М1», а в 2002 году был представлен экспортный вариант САУ «Мста-С» с 155-мм орудием.
Учитывая хорошую техническую оснащенность предприятий российской оборонки и конструкторский потенциал, переход на калибр 155 мм не представляет особой сложности, особенно при достаточном финансировании. В конце концов, во многих странах с куда менее развитым ВПК такой переход произошел, достаточно вспомнить украинскую колесную САУ «Богдана», разработанную в середине десятых годов. Или словацкую колесную САУ Zuzana 2, являющуюся доработанной версией чехословацкой 152-мм САУ Dana.
Переход возможен после СВО
Если российская оборонка еще два десятилетия назад была готова массово выпускать как снаряды калибра 155 мм, так и орудия, то что может помешать ей начать их делать сейчас? Ничего, если не считать не самое удачное время для перехода на новый калибр, вызванного реалиями СВО.
Как известно, за время проведения спецоперации имел место очень большой расход снарядов, что привело к перестройке работы предприятий, выпускающих снаряды. Вот почему в таких условиях нецелесообразно тратить силы и средства на запуск параллельного производства снарядов калибра 155 мм. Тем более что пока на вооружении российской армии нет ни одного орудия такого калибра.
Спецоперация на Украине рано или поздно закончится. И после ее окончания имеет смысл взвесить все за и против. И тогда заняться переходом российской армии на новую матчасть и боеприпасы. А делать это придется в любом случае, учитывая потери в СВО, износ стволов и новый приобретенный опыт. И вот тогда можно будет убить двух зайцев сразу: и перевооружиться, и перейти на новый калибр. Хотя потенциал шестидюймовок еще не исчерпан, что доказывает каждый день СВО.
Читайте также:
Какие танки надо разрабатывать: что появится после «Абрамсов» и Т-90
Российский танк «Черный орел»: самый мощный двигатель и огромная пушка
Новый Ил-114-300: зачем России нужен этот самолет
Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ