Как стало известно, руководство «Единой России» порекомендовало региональным организациям не поддерживать тезисы в адрес начатой пенсионной реформы. Иными словами, рекомендовано пока в дискуссии не ввязываться. С точки зрения партийной стратегии всё логично. Ну, во-первых, целесообразно подождать, чтобы острота дискуссии немного спала. А во-вторых, окончательное решение ещё не принято.

Впереди, как мы понимаем, горячие поединки в Госдуме и окончательное решение президента. Ведь только наивный может верить в то, что президент у нас не курсе чего-то. И наоборот что-то может решиться без учёта его базового мнения. А главное, по-моему, заключается в том, что сколько-нибудь убедительные аргументы в пользу повышения пенсионного возраста просто не представлены обществу. И в этом одна из ключевых проблем.

Наши чиновники традиционно подходили к вопросу с позиции «и так сойдёт». Именно этим объясняются ссылки на то, что активная работа продлевает жизнь. Или что раньше гражданина и человека могли выпихнуть на пенсию в 60 лет, а теперь перед ним открываются просто необъятные перспективы самосовершенствования. А уж реплика министра Скворцовой, что Россия — передовая страна в области здорового образа жизни, была воспринята как форменное издевательство.

Общество ждёт ответов на самые фундаментальные вопросы. Как обеспечить работу тем, кто достиг возраста, когда их конкурентность на нашем рынке труда стремится к нулю, а до пенсии ещё далеко? Как сохранить рабочие места для молодёжи? Что будет в случае массовой роботизации и цифровизации экономики, которые убьют не только многие рабочие профессии, но и поставят под вопрос существование армии бухгалтеров, юристов, аудиторов? И даже шофёров.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Ольга Голодец, президент РФ Владимир Путин, Евгений Шляхто, Вероника Скворцова (слева направо)Фото: kremlin.ruОльга Голодец, президент РФ Владимир Путин, Евгений Шляхто, Вероника Скворцова (слева направо)

Самое прискорбное, что у нас хором ссылаются на западный опыт в плане сроков выхода на пенсию, забывая о многих нюансах. В частности, о пятой неделе отпуска во Франции. Или о 29-часовой рабочей неделе в Нидерландах, а ведь такой режим как раз и способствует долголетию на рабочем месте.

А главное — никто у нас не задумывался о появившейся там тенденции на введение базового дохода для граждан. Наша реакция свелась к иронии: вот, мол, с жиру бесятся, готовы раздавать деньги просто так. Между тем это попытка заглянуть за горизонт очередной промышленной революции. На Западе пытаются смоделировать ситуацию, при которой проще будет снабдить деньгами значительную часть населения, чем решать проблемы трудоустройства в рамках цифрового общества. Ведь мало произвести продукцию с помощью роботов. Надо, чтобы её кто-то покупал.

Но на такой западный опыт у нас ссылаться не спешат. Но ясно одно: нельзя повторять эксперимент имени Гайдара, когда цены были отпущены, а никаких социальных гарантий населению не предложили. Тогда даже гуру монетаристов Мильтон Фридман сказал о наших молодых реформаторах: «Видно, они хорошо кушали в детстве».

Увеличение специалистов пенсионного возраста необходимо совместить с целым пакетом социальных гарантий, которые должны приниматься одновременно. Включая и гарантии а-ля Запад на запрет на увольнение специалистов, имеющих определённый стаж работы в профессии. Надеюсь, именно в этом плане и мыслит руководство «Единой России», стремясь не обострять дискуссию раньше принятия всего комплекса мер.