Министерство обороны РФ обвинило власти США и американские частные военные компании (ЧВК) в контрабанде сирийской нефти. По словам представителей российского оборонного ведомства, торговля сирийским чёрным золотом ведётся с другими государствами Ближневосточного региона. Тезис о нефтяной контрабанде, конечно, справедлив, однако его можно применить и по отношению к сирийскому правительству.

О том, что американцы ведут контрабанду сирийской нефти, сообщил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.

Под охраной американских военнослужащих и сотрудников американских ЧВК бензовозы с нефтяных полей Восточной Сирии направляются контрабандой в другие государства. В случае любого нападения на такой караван для его защиты немедленно привлекаются силы специальных операций и боевая авиация США, — сказал представитель ведомства.

По словам Конашенкова, чёрное золото добывается оборудованием, которые было предоставлено ведущими западными корпорациями в обход всех односторонних санкций США. Военный заметил, что подряд на вывоз нефти реализуется некой компанией, которая контролируется административными органами некогда самоуправляемого курдского региона и самими США.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

А доход с контрабанды сирийской нефти через взаимодействующие с ней брокерские компании поступает на номерные счета американских ЧВК и спецслужб США, — сказал Конашенков.

В связи с тем что стоимость одного барреля сирийской контрабандной нефти Минобороны оценивает в $38, ежемесячная выручка этого бизнеса может превышать $30 млн, говорят в ведомстве.

Фото: Waltraud Grubitzsch/ZB/Global Look Press

Конашенков считает, что «за такой непрерывный, освобождённый от контроля и налогов американского государства, финансовый поток» Пентагон и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) будут готовы охранять и оборонять нефтяные месторождения в Сирии всегда. Представитель Минобороны назвал угрозу со стороны «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в этих районах мифической.

Нефть северо-востока Сирии действительно на протяжении этих лет реализовывалась незаконно, однако её покупателем становился и сам официальный Дамаск. В начале этого года газета Wall Street Journal сообщила, что некогда союзничавший с США многонациональный альянс «Демократические силы Сирии» (ДСС), основой которого были курдские формирования, продавал нефть с месторождений на северо-востоке Сирии правительственным трейдерам. В частности, сообщалось о том, что близкая официальному Дамаску компания Qatirji Group закупала у ДСС сырую нефть и перерабатывала её для использования в тех районах Арабской Республики, которые она контролирует.

Владелец компании Хоссам аль-Катерджи находится под западными экономическими санкциями за помощь баасистскому правительству. Были даже сообщения, что он предпринимал попытки мобилизовать сирийские иррегулярные формирования для того, чтобы организовать стабильный нефтяной транзит из северо-восточных частей Сирии.

На этом фоне Wall Street Journal отмечала, что курды в начале этого года обсуждали возможные условия автономии на севере Сирии с официальным Дамаском. По этим данным, нефтяные ресурсы были одной из главных тем переговоров. Известно, что сирийское правительство использовало несколько источников поставок, чтобы избежать международных санкций, например Ирак и Иран.

Внимание к «нефтяной» проблеме было привлечено, когда президент США Дональд Трамп объявил о необходимости оставить ограниченные американские силы для защиты нефтяных промыслов в Арабской Республике от ИГ. Были сообщения, что Вашингтон ради обеспечения безопасности месторождений даже планирует разместить танки и тяжёлую военную технику. Не исключено, что эта задача потребует дополнительного контингента.

В экспертной среде обращают внимание на то, что говорить о контрабанде в рамках ситуации на северо-востоке бессмысленно. Так, профессор Парижского университета Хаттар Абу Дияб заявил, что продажи этой нефти в основном являются сделками чёрного рынка. Торговлей чёрным золотом с северо-востока Сирии занималось даже ИГ (террористическая организация «Исламское государство», запрещена в России), когда контролировало эти районы. Нередко покупателем становился и сам официальный Дамаск, говорит Дияб. Профессор политологии Американского университета в Бейруте Хиляль Хашан считает, что все стороны в рамках сирийского конфликта вовлечены в «прагматичные деловые отношения», и говорить о проблемах морали здесь, пожалуй, неуместно.

Кроме того, нефтяные богатства Сирии зачастую слишком преувеличиваются: понятно, что Россия хотела бы, чтобы Дамаск контролировал основные месторождения для того, чтобы выйти на некую самоокупаемость жизнедеятельности институтов власти, однако объём добычи в Сирии будет постепенно снижаться, и этот процесс начался задолго до арабской весны.