Государственный визит президента Владимира Путина в Саудовскую Аравию подкрепил предположения, что между суннитскими монархиями и Тегераном скоро начнётся процесс нормализации отношений. При этом российской стороне прочат роль основного дипломатического посредника. Впрочем, медиаторов в рамках конфликта в Персидском заливе достаточно. Так, с визитом Путина в Эр-Рияд почти совпала поездка представителя Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) в Тегеран, чтобы, как полагают наблюдатели, начать процесс разрядки.

О том, что помощник ОАЭ по национальной безопасности Тахнун бен Заид Аль Нахайян находился с визитом в Исламской Республике, со ссылкой на свои источники сообщил портал Middle East Eye. Собеседники издания утверждают, что главной задачей бен Заида стал поиск путей урегулирования двусторонних отношений. Детали повестки его вояжа держатся в секрете.

Некоторое время назад Тегеран посетили офицеры ВМС Эмиратов, которые провели встречу с иранскими коллегами. Middle East Eye указывает на многочисленные признаки, согласно которым у Абу-Даби наметилась более мягкая линия в отношениях с Тегераном — после того как в начале этого года было совершено нападение на танкеры в территориальных водах ОАЭ. Несмотря на выводы американской разведки о том, что иранский Корпус стражей Исламской революции (КСИР) «несёт непосредственную ответственность» за нападения, сами Эмираты никогда не обвиняли Иран напрямую.

Вероятно, и Эр-Рияд не против нормализации отношений с Тегераном. По крайней мере, в начале октября появлялись сообщения, что саудовский правящий дом попросил премьер-министра Ирака Аделя Махди организовать встречу с иранским руководством в качестве первого шага для ослабления напряжённости. Чиновник в канцелярии иракского премьер-министра Аббас аль-Хаснави, в частности, заявил журналистам, что Махди было предложено стать посредником между саудовским и иранским руководством. Он сообщил, что Саудовская Аравия направила соответствующее послание президенту Ирана Хасану Рухани через «лидеров некоторых стран».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

У иракского руководства есть каналы с обеих сторон. Наши братья-сунниты (в иракском кабинете министров. — News.ru) поддерживают связь с саудовцами, а наши братья-шииты — с иранцами, — сказал аль-Хаснави.

По словам премьера Ирака, и у Эр-Рияда, и у Тегерана есть свои предварительные условия для начала переговорного процесса. Официальный Багдад пытается донести до каждой стороны обеспокоенность другой, дал понять иракский чиновник.

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

От путинского же визита в Саудовскую Аравию ожидают реализации инициатив по разрядке ситуации в Персидском заливе. В экспертной среде указывают на то, что сейчас проблема региональной безопасности выглядит важнее, чем сирийское досье. Лишней иллюстрацией к этому служит перегруппировка американских войск. Согласно заявлениям из Пентагона, США «забирают» свой контингент от северных районов Сирии с целью перебросить его в более «релевантные» с точки зрения «иранской угрозы» места — в частности, в тот же Персидский залив.

Мы стараемся обеспечить достаточную численность сухопутных сил для поддержки Саудовской Аравии и ОАЭ, а также для сдерживания провокационного поведения Ирана, чреватого конфликтом, — заявил глава Пентагона Марк Эспер в эфире американского телеканала Fox News.

Аналитики говорят, что подвижки между Ираном и Саудовской Аравией могут проявить себя на сирийском направлении, а точнее — на сирийско-йеменском. Эр-Рияд, согласно этому предположению, будет использовать своё согласие на реабилитацию дипломатических отношений с Дамаском в качестве компенсации за отказ Ирана от поддержки повстанцев-хуситов в Йемене. Недавнее предложение йеменских хуситов приостановить удары беспилотников по саудовской территории и признаки того, что сепаратистский Южный переходный совет (HTC) в Йемене уйдёт из Адена, создают редкую возможность для Саудовской Аравии закончить военное вмешательство в Йемене. Если королевство предпримет ощутимые шаги в том, что касается деэскалации йеменского конфликта, оно действительно может заключить сделку «Сирия в обмен на Йемен», которая станет одним из базовых элементов новой системы стабильности на Ближнем Востоке.

Впрочем, в экспертной среде признают, что такое развитие событий принесёт выгоду скорее Саудовской Аравии: Иран при таком сценарии теряет позиции. В связи с этим у Тегерана есть свои причины рассматривать идею подобного «размена» со скепсисом.