26 января 2026 в 16:30

За какие сроки восстановили пригороды Ленинграда: от Петергофа до Павловска

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Петродворец (сейчас Петергоф), освобожденный от немецко-фашистских оккупантов. Январь 1944 года. Руины Большого дворца и Большого фонтанного каскада Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Петродворец (сейчас Петергоф), освобожденный от немецко-фашистских оккупантов. Январь 1944 года. Руины Большого дворца и Большого фонтанного каскада Фото: Всеволод Тарасевич/РИА Новости
Читайте нас в Дзен

Картины, представшие перед глазами советских солдат и вернувшихся музейных работников в январе 1944 года, были ужасающими: на месте многих жемчужин мировой архитектуры Ленинграда и его пригородов лежали дымящиеся руины, а парки превратились в вырубленные, изрытые окопами поля. Казалось, былому великолепию пришел конец. Однако именно тогда началось возрождение, растянувшееся на десятилетия. Этот процесс, начавшийся еще до окончания войны, как отмечают историки, по своей сути был уникален.

Масштабы разрушений: что было утрачено в годы оккупации

Освобождение дворцовых пригородов в январе 1944 года стало последним звеном в полном снятии блокады Ленинграда. То, что увидели освободители, превосходило самые мрачные ожидания. Петергоф, оккупированный 23 сентября 1941 года, был превращен в укрепленный узел. Большой дворец горел три дня и к 1944 году был разрушен на 60%, а от Большого каскада остался лишь пустой постамент — знаменитого «Самсона», как и множество других скульптур, вывезли в Германию. Оккупанты уничтожили отделку Монплезира и Коттеджа, взорвали павильон Марли и вырубили треть вековых деревьев. В день захвата Петергофа от снаряда загорелся Большой дворец. Он горел три дня, были уничтожены кровля, перекрытия, уникальная отделка. Одновременно был вырублен под корень лучший в Европе пейзажный парк площадью 600 гектаров.

В Царском Селе (город Пушкин) Екатерининский дворец превратился в обгоревшие руины. Было разрушено 57 его залов, уничтожены 25 мостов, около 50 плотин и каскадов в парках.

Гатчинский дворец также серьезно пострадал от бомбардировок и пожара, и, в отличие от других резиденций, его масштабная реставрация началась лишь десятилетия спустя.

Феномен Петергофа: как фонтаны заработали уже через пару лет

Работы по возрождению Петергофа начались немедленно: специалисты взялись за дело еще в январе 1944-го, бок о бок с саперами, обезвреживавшими мины. На расчистке парков среди колючей проволоки и окопов трудились солдаты, вернувшиеся жители города и ленинградская молодежь. Почти невозможно было поверить, но уже 15 июня 1945 года для посетителей открылся Нижний парк. А 25 августа 1946 года вновь забили фонтаны, включая самый знаменитый — «Самсон, разрывающий пасть льва». Его скульптурную группу пришлось воссоздавать заново по сохранившимся довоенным фотографиям и аналогиям.

Фонтан «Самсон». Установлен в 1735 году. Во время Великой Отечественной войны статуя Самсона была украдена. Восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. Дворцово-парковый ансамбль (XVIII–XIX века). Петродворец Фонтан «Самсон». Установлен в 1735 году. Во время Великой Отечественной войны статуя Самсона была украдена. Восстановленный ансамбль открыт 14 сентября 1947 года. Дворцово-парковый ансамбль (XVIII–XIX века). Петродворец Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости

Эта невероятная скорость стала возможной благодаря титаническому труду. Сотни людей вручную расчищали завалы, каналы и трубопроводы фонтанной системы. Реставрация Петергофа и его фонтанов на первом этапе не была научной. Главной задачей было вернуть памятник людям, дать измученным войной ленинградцам символ жизни, победы и мира.

Долгая реставрация: почему некоторые объекты восстанавливали до 2000-х годов

Если фонтаны и парки удалось вернуть к жизни относительно быстро, то сроки восстановления памятников архитектуры с их сложнейшими интерьерами растянулись на долгие десятилетия. Это было связано с несколькими объективными причинами. Во-первых, катастрофическая нехватка ресурсов в послевоенные годы. Государство выделяло средства, но они были ограничены, и работы велись поэтапно. Во-вторых, невероятная сложность самих задач. Реставраторам предстояло буквально по крупицам воссоздавать утраченные шедевры.

Яркий пример — реставрация Павловска и Царского Села. В Павловске, несмотря на то, что дворец был первым полностью восстановлен из руин (его торжественно открыли в 1970-е), работы в парке продолжались и позже. В Царском Селе процесс оказался еще длиннее. Реставрация Екатерининского дворца началась только в 1957 году и продолжается по сей день. Знаменитая Янтарная комната была воссоздана и открыта лишь в 2003 году. По оценкам специалистов музея-заповедника «Царское Село», для завершения восстановления всех поврежденных объектов в Александровском и Баболовском парках, таких как Китайский театр или Пенсионерная конюшня, потребуется еще как минимум 10 лет при условии стабильного финансирования.

Гатчинский дворец — еще один пример длительных сроков восстановления памятников архитектуры. В то время как другие резиденции активно возрождались в 1950–1970-е годы, в Гатчине долгое время проводили лишь консервационные и ремонтные работы. Масштабная реставрация началась здесь только в 1976 году, а по-настоящему значительные средства стали выделяться с 2000-х годов. Полное воссоздание интерьеров этого огромного дворца, по оценкам дирекции, может занять еще 8–10 лет.

Вид на Большой Гатчинский дворец с парадного плаца. Гатчинский дворец празднует 250-летие со дня основания Вид на Большой Гатчинский дворец с парадного плаца. Гатчинский дворец празднует 250-летие со дня основания Фото: Алексей Даничев/РИА Новости

Решение о консервации: какие помещения в Павловске оставили как память о войне

В процессе восстановления пригородов Ленинграда после войны было решено скрыть не все следы разрушений. В некоторых местах сознательно оставили свидетельства войны как мемориал и напоминание потомкам.

Например, такое решение было принято для Гатчинского дворца. Чесменская галерея, творение архитектора Винченцо Бренны, серьезно пострадала в пожаре 1944 года. После долгих обсуждений реставраторы пришли к выводу о ее консервации. Теперь это «Зал памяти Великой Отечественной войны». В полумраке светом выделены немногие уцелевшие детали отделки: фрагменты лепнины на фоне штукатурки и голого кирпича. Лишь одно окно стилизовано под исторический облик. На стене — проекция одной из утраченных картин. То, что не стали реставрировать, сегодня имеет не меньшую культурную и историческую ценность, чем полностью воссозданные залы.

История восстановления знаменитых пригородов Петербурга после Великой Отечественной войны — это колоссальный человеческий подвиг. Пригороды Петербурга после ВОВ восстали из руин не только благодаря государственному финансированию, но в первую очередь благодаря преданности музейных работников, реставраторов и простых ленинградцев.

Ранее мы писали про Петергоф: от военных руин к былому великолепию.

Оксана Головина
О. Головина