Четырёхдневная эпопея с выборами в Европарламент, которые проходили в 28 странах ЕС, заканчивается. Голосование стало тестом для евроистеблишмента на то, готов ли он к усилению роли евроскептических партий. Похоже, что политическим элитам европейских стран в ближайшее время придётся привыкать к тому, что их единству настал конец. В условиях, когда Евросоюз пытается предотвратить влияние США и КНР на свою политику, фрагментированность политического ландшафта становится только лишним фактором нестабильности.

Предварительные результаты, появившиеся 26 мая, продемонстрировали, что правоцентристские и левоцентристские группы, которые доминировали в европейской политике на протяжении десятилетий, теряют свои позиции перед лицом евроскептиков и «зелёных». Безусловно, в Европарламенте, как ожидается, появится проевропейское большинство, однако более фрагментированное, чем в последние годы. Подобные результаты вкупе с неопределённостью, возникшей в связи с предстоящим уходом Великобритании из евросообщества, ещё больше затруднят и без того непростой процесс принятия решений в бюрократических структурах ЕС и увеличат споры вокруг этих решений. Как известно, на национальном уровне страны имеют право голоса по всем важным вопросам в ЕС, однако законодательный орган в Брюсселе может влиять на многие вопросы, начиная от безопасности и заканчивая телефонным роумингом.

Проевропейское большинство будет — вопрос лишь в том, как заставить это большинство сотрудничать на межпартийном уровне, — говорит политолог Исраэль Батлер из аналитического центра Civil Liberties Union for Europe.

Фото: Daniel Bockwoldt/dpa/Global Look Press

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Экзитполы в тех странах, которые проголосовали первыми (Хорватия, Чехия, Словакия), только подтверждают тенденцию на противостояние привычному политическому истеблишменту. Социологические исследования в самых густонаселённых странах евросообщества — в Германии, Франции, Италии, Испании и Польше — демонстрируют, что умеренные партии уступают большое количество голосов евроскептикам и «зелёным». Как отмечает The Wall Street Journal, это заставляет двухпартийную коалицию правоцентристов и левоцентристов, которая десятилетиями удерживала комфортное большинство в Европарламенте, кооптировать третью или четвёртую группу для принятия законов. Этот баланс сил найдёт своё отражение и в назначении нескольких высокопоставленных чиновников ЕС, в том числе президента Европейского центрального банка. Этот процесс начнётся уже 28 мая, когда состоится специальный саммит ЕС.

Анализ явки в тех странах, где голосование завершилось раньше, свидетельствует об увеличении числа тех, кто решил покончить с абсентеизмом и отдать свой голос на этих выборах. Такая тенденция прослеживается в Нидерландах и Великобритании. Как известно, традиционно европейский избиратель не питал большого интереса к гонке за места в Европарламенте, что было большим плюсом для ультраправых партий: их сторонники были всегда сильнее мотивированы. Кампания по стимуляции интереса к выборам широко финансировалась не только европейскими партиями, но и некоторыми заокеанскими компаниями, которые чересчур опасаются прихода к власти евроскептиков. Впрочем, даже если рост явки будет зафиксирован в большинстве стран, вряд ли это остановит уменьшение политического капитала центристов и увеличение числа антиевропейских политиков, таких как вице-премьер Италии Маттео Сальвини или лидер Партии Brexit Найджел Фарадж.

Ян ЗахрадилФото: Nicolas Landemard/ZUMAPRESS.com/Global Look PressЯн Захрадил

Впрочем, если посмотреть на ситуацию другими глазами, усиление роли ультраправых партий не выглядит такой большой катастрофой. Чешский депутат-евроскептик Ян Захрадил, который является кандидатом на пост главы Европейской комиссии, считает, что европейские политики чересчур преувеличивают проблему прихода в бюрократические структуры Брюсселя большого числа людей с другими взглядами на европейскую интеграцию и на то, какие взаимоотношения должны быть между Брюсселем и национальными правительствами.

Европейский союз просто-напросто нуждается в изменениях, — говорит Захрадил.

По его мнению, выборы в Европарламент, безусловно, поставят крест на старой привычной коалиции в европейском законодательном органе. Однако альянс правоцентристов и евроскептиков, говорит он, может дать положительные результаты. Захрадил, например, убежден, что это положительно скажется на бизнесе и «решит реальные проблемы европейских народов». Впрочем, показать, так это или нет, сможет только время.