Очередной правительственный кризис в Молдавии — второй за прошедшие полгода — преодолён неожиданно быстро. В стране назначены новый премьер и кабинет министров. Однако всё это не означает того, что молдавскую политику ждёт стабильность — скорее наоборот. Эксперты сходятся в том, что распад правящей коалиции, сформированной летом, и новые назначения будут иметь далеко идущие и плохо предсказуемые последствия.

Ещё в начале июня парламентарии от пророссийской Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) и проевропейского блока ACUM приняли резолюцию о «захваченном государстве», имея в виду контроль олигарха Владимира Плахотнюка и поддерживающей его Демократической партии Молдавии (ДПМ) над ключевыми госструктурами. В ДМП действия депутатов расценили как попытку переворота, однако, во многом благодаря вмешательству внешних игроков, ситуацию в стране удалось стабилизировать. Оказавшиеся в оппозиции демократы утратили часть влияния, а Плахотнюк вскоре и вовсе покинул Молдавию. Коалиционное правительство, сформированное ПСРМ и ACUM, объявило курс на «деолигархизацию», а союз проевропейских и пророссийских сил давал надежду на то, что республика действительно будет проводить многовекторную внешнюю политику, не занимая однозначно сторону Москвы или Запада. Но в итоге хрупкая коалиция ожидаемо дала трещину. 12 ноября социалисты инициировали голосование по вотуму недоверия кабмину, возглавляемому премьером Маей Санду из ACUM, что привело к отставке правительства.

Фото: Вадим Денисов/ТАСС

Президент страны Игорь Додон на следующий же день провёл консультации с парламентскими фракциями. Любопытно, что по итогам встречи с главой государства руководство ПСРМ заявило: оно готово к новой коалиции с ACUM, но не с иными политическими силами. Однако, как и отмечали молдавские эксперты, в том числе и в комментарии News.ru, даже парламентское голосование по вотуму недоверия продемонстрировало сближение социалистов с демократами. И, судя по всему, ПСРМ и ДПМ действительно решили пойти на союз, результатом чего стало формирование нового правительства.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сам по себе этот факт, конечно, позитивен, поскольку стране удалось избежать затяжного кризиса, который с большой вероятностью привёл бы к серьёзным социально-экономическим проблемам. С другой стороны, очередной ситуативный союз ПСРМ и ДПМ тоже представляет угрозу для Молдавии и лично Додона.

Во-первых, обещанная «деолигархизация» государства так и не была завершена, а теперь демократы вновь вернули утраченные позиции. Всё это приводит к различным спекуляциям, вплоть до того, что Додон якобы действует по указке находящегося за рубежом Плахотнюка. Ранее «утечки» о договорённостях, достигнутых в ходе частных бесед президента и олигарха, уже не раз приводили к скандалам. И в нынешнем контексте Додону их наверняка припомнят. Во-вторых, сотрудничество с демократами едва ли придётся по душе и многим избирателям ПСРМ (особенно учитывая ранее озвученное обещание руководства партии). Конечно, у электората были вопросы и к коалиции социалистов с ACUM, но она была хотя бы направлена на снижение влияния Демпартии. Теперь же всё вернулось к исходной точке.

С точки зрения зарубежных сил усиление демократов тоже представляется нежелательным. Несмотря на проевропейскую направленность, ACUM всё же стоит на более мягких, чем ДПМ, позициях, допуская именно многовекторную внешнюю политику. Демпартия же придерживается жёсткого курса на евроинтеграцию. Таким образом, Молдавия, одна из немногих стран Восточной Европы, в которой Запад и Москва могли сотрудничать, рискует стать очередной ареной откровенного международного противостояния.

На этом фоне выигравшей стороной может оказаться отправленная в отставку Майя Санду. В 2016-м она уже боролась за президентский пост и, вероятно, сделает это вновь. И происходящие сейчас события лишь сыграют ей на руку, поскольку она сможет обвинить Додона и социалистов в провале «деолигархизации», в возвращении Демпартии во власть и т.д.

Однако прогнозировать что-то наверняка на данный момент сложно. Многое будет зависеть от того, сколь долго в принципе продлится сотрудничество ПСРМ и ДПМ и как поведут себя внешние игроки. Прошлый кризис был преодолён именно благодаря их участию. И если сейчас Додон действовал самостоятельно, без согласования с ними, то ответные шаги из-за рубежа не заставят себя ждать.