Неизменно актуальную тему введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво поднял глава Росалкогольрегулирования (РАР) Игорь Алёхин. Сославшись на заинтересованность участников пивоваренного рынка, чиновник заявил: его ведомство намерено «всесторонне обсудить» вопрос с Минфином. В свою очередь, Минфин устами замминистра финансов Ильи Трунина выразил сомнения в целесообразности этой меры и возможности эффективного администрирования МРЦ на пенный напиток. Указав на недостаточную проработанность вопроса, Трунин заметил, что Минфин не отказывается от дискуссии и готов рассмотреть предложения Росалкогольрегулирования, если таковые поступят.

МРЦ как индикатор качества

На идею РАР, прозвучавшую в беседе Алёхина с РИА Новости, отреагировали в парламенте. По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимира Плотникова, он поддерживает введение МРЦ на пиво и считает, что, поскольку речь идёт об одном из видов алкогольной продукции, государство обязано держать вопрос на контроле. Ранее Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, придал теме несколько иное звучание. Он убеждён, что «МРЦ должна быть введена на всю продукцию, которая вообще продается в России, потому что розница в лице сетевого федерального ретейла душит производителя».

По словам эксперта, МРЦ должна стать индикатором не просто легальности, но и качества пива, показателем того, что напиток произведён в соответствии с технологическими правилами и из качественного сырья. Сославшись на данные Роскачества, Дробиз напомнил, что треть всей проверенной продукции не соответствует нормативам.

Минимальная розничная цена за литр пива, по мнению специалиста, может составить 80 рублей. При этом, согласно недавнему опросу Profibeer, 71,3% участников пивного рынка выступают за введение МРЦ на пиво. Среди респондентов 35% считают, что цена должна быть от 90 рублей за литр, ещё 24,7% предлагают диапазон от 80 до 90 рублей.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Источники демпинга

Другое ключевое обстоятельство, не нуждающееся в проверке, — на полках российских супермаркетов и расплодившихся алкогольных дискаунтеров стоит пиво, цена которого выглядит неправдоподобно низкой. По оценкам аналитиков рынка, повсеместный демпинг имеет несколько первопричин. Среди них — агрессивная конкурентная стратегия вкупе со снижением покупательской способности населения, падение объёмов производства и сокращение объёмов рынка, а также сезонность (зимой потребление меньше). Отдельно следует говорить о себестоимости, сильно различающейся в зависимости от сорта, сырья, наличия или отсутствия собственных экспедиторов, оборудования, региона.

Фото: Georgiy Rozov/Global Look Press

В августе, напомним, вступил в силу приказ Минфина о повышении минимальной стоимости водки любой крепости до уровня 40-градусной водки, то есть до 205 рублей за 0,5 л. Минимальная розничная цена водки (МРЦ) крепостью от 37 до 38 градусов поднялась на 9 рублей, крепостью от 38 до 39 градусов — на 4 рубля. В свою очередь, экспертный совет Росалкогольрегулирования предложил повысить МРЦ на коньяк с 371 до 500 рублей, а на шампанское — с 164 до 175 рублей.

Указывая на эти факты, некоторые производители пива просят ограничить по минимальной цене и пенный напиток. Их оппоненты напоминают, что для контроля за ценами на вредные продукты (табак и алкоголь) государство ввело акцизы. Но акцизы на пиво в России — одни из самых высоких в мире, а значит единственный, кто выигрывает от МРЦ, — государство. Чем дороже пиво, тем больше с него платится НДС. А сейчас этот налог в почёте: при цене в 60 рублей за литр пива НДС составляет 10 рублей, а при 80 рублей за литр — уже 13,33 рубля.

Кирилл Болматов, директор по корпоративным отношениям HEINEKEN в России:

Эта мера не оправдана и не нужна. Когда про неё говорят, ссылаются, чаще всего, на безакцизное пиво, на фактор уклонения от уплаты налогов. Вот и надо бороться с причинами, а не со следствием, то есть с неуплатной налогов. Нужно проводить проверки, проводить нормальные дознания. Следует действовать полицейскими методами, методом налоговых проверок, с помощью системы ГАИС, которая вполне позволяет отслеживать происхождение пива и его легальность. И это гораздо более действенно. А введение МРЦ больше ударит по легальным дистрибьютерам и производителям, которые хотят, к примеру, провести какую-то промоакцию или распродать остатки продукции. Поэтому мы выступаем против этой меры, она вредна и малоэффективна, поскольку большая часть безакцизного пива продаётся в небольших магазинах разливного пива, а за этим сложно проследить, и у них есть возможность уклоняться от уплаты налогов.

Ильгиз Баймуратов, генеральный директор международной сети FinExpertiza:

Насколько можно судить, эта мера направлена на борьбу с теневым рынком, который формируют нелегально работающие пивоварни, не зарегистрированные ни в Единой государственной автоматизированной информационной системе, ни в Федеральном реестре алкогольной продукции. Часть такой продукции ввозится из сопредельных регионов, из соседних стран. При этом все понимают, что минимальная розничная цена не может быть ниже, чем производственная себестоимость, плюс акциз, оптовая наценка, розничная наценка и НДС. Основная часть участников пивного рынка поддерживает введение МРЦ. Я, как правило, настороженно отношусь к введению в отношении бизнеса мер запретительного характера, но в данном случае, при условии продуманного введения механизма минимальной розничной цены, могут выиграть как честный работающий бизнес, так и потребитель пивной продукции. Не думаю, что с введением МРЦ с рынка уйдёт демпинг – это естественный инструмент деловой конкуренции, и от его использования в конечном итоге выигрывает потребитель. Но, по крайней мере, в результате введения МРЦ с рынка можно будет вывести безакцизное пиво. Здесь большую роль сыграет то, на каком уровне будет установлена эта минимальная розничная цена. Её формирование должно отталкиваться от рыночных механизмов и учитывать специфику как крупного, так и малого и среднего бизнеса в этой отрасли.