Соцповестка всегда занимает важное место в деловой программе ПМЭФ помимо экономики. Так, главной темой дискуссии «Социальная архитектура: практики взаимодействия власти, бизнеса и граждан для решения общественно значимых задач регионов» стал доклад Российской ассоциации по связям с общественностью, который рассказал о важнейших практиках соцархитектуры в крупнейших компаниях России. О реализованных на своих территориях проектах рассказали и главы регионов.
Актуальность темы подчеркнул начальник управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев.
В обществе есть запрос на социальные проекты. Сегодня даже в предвыборных кампаниях мы видим, что работают не столько политтехнологии, сколько социальные технологии. К нам обращаются губернаторы, к нам обращаются крупные компании, которые заботятся о продвижении различного рода социальных проектов как среди сотрудников своих компаний, так и среди населения регионов, — подчеркнул он.
Как пример такого успешного социального проекта, нашедшего отклик у жителей, Харичев назвал зонтичный проект Мурманской области «На Севере — жить».
Губернатор региона Андрей Чибис рассказал, как зарождался этот соцпроект, отметив, что его реализация положительно отразилась на демографии. С 2023 года количество приехавших жить и работать в область людей превысило убыль, и положительная динамика продолжается. Так проект трансформировался в стратегический план развития региона.
Поэтому мы осознали, что за реализацией социальных проектов будущее. Но их нужно использовать не в качестве идеологии, а сделать реальным планом развития, — заявил Чибис.
На примере взаимодействия с Мурманской областью рассказал о крупнейших соцпрограммах генеральный директор ПАО «ФосАгро» Михаил Рыбников. Основная из них — «Детям России — образование, здоровье и духовность» (ДРОЗД, проект-победитель учрежденной по поручению президента России Владимира Путина национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса») — имела старт именно в Мурманской области. Цель проекта — воспитание образованного, интеллектуально, духовно и физически развитого поколения, патриотов своей Родины.
Модератор дискуссии первый вице-президент РАСО Олег Полетаев считает, что именно ДРОЗД вызвал особый интерес среди практик «ФосАгро».
Когда в начале 2000-х инициаторы создания ДРОЗДа мастер спорта международного класса по дзюдо и самбо, заслуженный тренер России Андрей Григорьевич Гурьев и президент «Самбо-70» Ренат Алексеевич Лайшев начинали этот путь, никто не думал, что проект приобретёт всероссийский масштаб. Перед ДРОЗДом стояла одна задача — оградить детей в промышленных городах от улицы, от криминала, от тех самых вредных привычек. Через спорт, учёбу и духовное воспитание сформировать внутренний стержень и систему ценностей, которые не дадут свернуть с истинного пути. А родителям — дать уверенность в том, что их дети в безопасности от негативного влияния улицы, сберечь их нервное здоровье и дать возможность спокойно трудиться, — отметил гендиректор «ФосАгро» Михаил Рыбников.
В реализацию программы компания вложила уже более 2,5 млрд рублей за 20 лет. В городах присутствия «ФосАгро» в рамках ДРОЗДа открыты 84 секции по 31 виду спорта, где на постоянной основе занимаются более 8,5 тыс. детей. Ее воспитанниками стали более 100 тыс. подростков.
Помимо спорта юные «дроздята» получают допобразование, духовно-патриотическое воспитание. И благодаря ценностям ДРОЗДа он стал интересен и широко тиражируем в разных регионах нашей страны. Здесь, на ПМЭФ, мы подписали соглашения о расширении ДРОЗДа на Калининградскую, Тамбовскую, Орловскую и Воронежскую области, — сказал Рыбников.
Также ДРОЗД — базовая ступень корпоративной образовательной модели «ФосАгро» «Школа — колледж / вуз — предприятие», куда входят подшефные школы, колледжи и вузы. Для компании важно, чтобы местные таланты и после обучения остались на малой родине. «ФосАгро» уделяет особое внимание созданию комфортной городской среды в регионах.

Для этого мы осуществляем якорные инвестиции, которые служат стартовой платформой для заинтересованного малого бизнеса и сферы услуг. Лучший пример: развитие горно-туристического кластера «Хибины» в Кировске. Это один из ключевых проектов комплексного социально-экономического партнёрства компании и правительства Мурманской области. В него мы вложили уже 25 млрд рублей. «Большой Вудъявр» теперь входит в пятерку крупнейших горнолыжных курортов РФ. Протяжённость его трасс составляет 30 км. За последние годы турпоток в Хибины вырос в 10 раз (до более 450 тыс. человек). Теперь сюда едут лыжники со всей страны — ведь из Москвы до Кировска лететь два часа, из Петербурга — 1,5. Рейсы в обе столицы ежедневные, а путь от аэропорта до горнолыжных склонов на машине занимает всего полчаса, — сказал Рыбников.
Чибис дополнил выступление гендиректора «ФосАгро», заявив, что «Большой Вудъявр» — рекордсмен по продолжительности горнолыжного сезона.
Гендиректор Национального ESG-альянса Андрей Шаронов заявил, что бизнес активно реагирует на нужды регионов и запросы губернаторского корпуса. По данным исследований, компании заинтересованы в реализации соцпроектов, в том, куда и с какой эффективностью будет вложен бюджет.