До «чёрной пятницы» осталось меньше недели. В этот день тотальных распродаж крупнейшие торговые сети и небольшие розничные магазины по всему миру, включая Россию, подвергнутся нашествию многих миллионов людей. Наэлектризованные покупатели устремятся к товарам с серьёзными (от 50 до 80%) скидками, а продавцы будут предвкушать адекватную прибыль. News.ru вместе с экспертами Moscow Business School рассказывает, как не попасться на уловки не вполне честных торговцев, как избежать в «чёрную пятницу» финансовых потерь и моральных травм.

Традиция устраивать в этот день сумасшедшие распродажи зародилась в США и постепенно распространилась по всей планете. Сам термин «чёрная пятница» (Black Friday) возник приблизительно в 1951 году в Филадельфии. По одной из версий, его стали употреблять местные полицейские, шокированные нереальными пробками на дорогах, ежегодно случавшимися в первую пятницу после Дня благодарения.

Современная трактовка термина в английском языке более позитивна и связана с идиомой in the black (то есть «положительный баланс», в противоположность in the red). Она подразумевает, что многие продавцы «выйдут в плюс». Статистика показывает, что около 20% покупок в сфере розничной торговли в США совершается в период между «чёрной пятницей» и Рождеством.

До 1917 года в России тоже была своя «чёрная пятница» под названием «дешёвка». Массовые распродажи проходили на второй неделе после Пасхи. Как и сейчас, покупатели задолго до открытия магазинов выстраивались в очереди, а потом расхватывали товар, отпихивая и отталкивая друг друга. Дома же бедолаги выясняли, что накупили кучу ненужного, а иногда ещё и откровенно некачественного.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Как правило, именно в «чёрную пятницу» скидки могут достигать самых больших значений за весь год. Акцию устраивают в основном сети, торгующие различными популярными и повседневными товарами. К таковым относятся мегамаркеты электроники и бытовой техники, магазины игрушек, одежды и аксессуаров, косметики и парфюмерии. Реже в действе принимают участие ювелирные магазины и автосалоны, причём скидки они делают не такие высокие.

Розничные торговцы подходят к «чёрной пятнице», всё заранее просчитав. Они используют этот день как возможность предложить низкие цены прежде всего на продукцию, скопившуюся в огромных количествах на складах. Плюс это неплохой шанс заманить покупателей именно к себе и продать им сезонный товар. Например, новогодние игрушки или подарочные наборы. Между тем готовиться к глобальной распродаже должны не только продавцы, но и покупатели, поскольку речь идёт о подспудной битве за их кошельки, в которой каждый может лишиться не только денег, но и здоровья.

Свою краткую «инструкцию по применению» «чёрной пятницы», обращённую к российским потребителям, дают эксперты Moscow Business School, а News.ru дополнил её собственными рекомендациями.

Определитесь с покупкой заранее

Проблема многих российских магазинов в том, что скидки в «чёрную пятницу» липовые. За несколько дней до распродаж цены на товар искусственно завышаются, а потом сбрасываются. В итоге человек переплачивает 15−20%. Если вы заранее определите, что покупать, то не потратите больше, чем запланировали. Изучите весь ассортимент, узнайте исходную стоимость, пробейте цифру в Интернете, и тогда станет ясно, соответствует ли результат средней цене на этот товар.

Присмотритесь к товару

Многие продавцы в «чёрную пятницу» стараются сбыть с рук товар, который быстро теряет свои ценовые свойства из-за выхода более новых моделей. Обычно это относится к телевизорам, холодильникам, стиральным машинам, смарт-устройствам, компьютерам и другим видам электроники и техники для дома. К тому же клиент, который уже находится в магазине, может обратить своё внимание и не на акционный товар с высокой маржой. Прежде чем совершить покупку, подумайте, стоит ли овчинка выделки.

Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Изучите условия доставки и возврата

Это надо обязательно сделать, если вы совершаете покупку в Интернете. Как правило, накануне «чёрной пятницы» активизируются мошеннические сайты, на которых, кроме притягательных цен, нет никакой информации о продавце. Часто они отказываются забирать купленный у них товар, если он по какой-то причине не устроил. Помните, что это нарушение закона: любой товар, приобретённый на распродаже, можно вернуть. Конечно, кроме тех, для которых возврат не предусмотрен законами РФ.

Избегайте дубликатов сайтов

Смотрите внимательно, у кого покупаете. Мошенники создают точные копии сайтов популярных брендов и в лучшем случае они продадут вам низкокачественную копию фирменного изделия, которая прослужит очень недолго. В худшем — пропадут с вашими деньгами, а товар вы так и не увидите. Поэтому всегда проверяйте адрес страницы, на которой находитесь: иногда от оригинального его отличает пара букв.

Не торопитесь

Как это ни парадоксально звучит, но настоящие скидки часто бывают после «чёрной пятницы», когда продавцы понимают, что не смогли распродать всё, что планировали. Тем более что далее следуют другие акционные дни и временные отрезки — киберпонедельник, рождественская и новогодняя распродажи.

Не ночуйте у дверей магазина

Количество товаров, на которые действует максимальная скидка, обычно крайне ограничено. Вы всё равно едва ли успеете их приобрести, если только не окажетесь в первой десятке покупателей. Остальные товары будут в наличии ещё несколько часов после начала распродажи. Если вы не любите толпу и ожидание в стеснённых условиях, лучше оставайтесь дома. Закажите нужную вещь в Сети или подождите до обеда, когда поток покупателей немного схлынет.

Распределите силы

Многие недооценивают, сколько усилий уходит на подобный шопинг. Распланируйте свой день — куда поедете в первую очередь, когда сделаете перерыв на обед и сколько времени планируете потратить на покупки. Учитывайте, что его обычно требуется в два раза больше, чем вы предполагаете.

Расслабьтесь

Распродажи в крупных торговых сетях могут проходить в обстановке небывалого ажиотажа, граничащего с хаосом. Не нужно стучать по дверям и огрызаться на сотрудников. Медленная очередь и нехватка подарочной упаковки не повод срываться на людей. Процесс покупки должен приносить удовольствие, а не вызывать стресс. Поэтому постарайтесь расслабиться.