Французский автомобильный гигант — компания Renault заявила, что прекращает продажи «народных» автомобилей Logan и Sandero. Эконом-класс машин был флагманом концерна в России и Бразилии.
Теперь реализация данных моделей на европейском рынке будет головной болью французской «дочки» — Dacia, которая будет выпускать их под собственным брендом. Румынское подразделение с 2004-го начало выпуск седана Logan на платформе Renault X90, через два года был освоен универсал Logan MCV. В 2007 году с конвейера сошёл коммерческий фургон Logan VAN, в 2008 году — пикап Logan Pickup.
В call-центре Renault порталу News.ru подтвердили информацию, что завод-изготовитель прекращает производство этих популярных моделей. Однако пока сроки ухода Logan и Sandero с рынка не обозначены.
«Компания решила сконцентрироваться на stepway-серии, продажи которой начнутся в 2019 году. В этой линейке будут выпущены Sandero, Logan и Dokker, предназначенные для езды по пересечённой местности», — отметили в call-центре.
Между тем, во время Московского международного автомобильного салона эксперт по потребительским свойствам автомобилей Renault Анатолий Калицев заявлял News.ru, что планов уходить с рынка недорогих седанов у компании нет.
«Более того, мы наращиваем присутствие везде, где возможно. Ставка на кросс-седан была сделана потому, что защита кузова очень важна для клиентов. Кроме того, у этих автомобилей хороший дизайн. Модели будут представлены в версии city с вариатором. Это та трансмиссия, которой не хватало семейству машин», — поделился он.
Ну, а на этот раз последние надежды россиян, особо ценящих Logan за его неубиваемость, ремонтопригодность и доступную цену, разбил шеф-дизайнер концерна Лоренс ван ден Акер.
Объясняется всё просто. Темпы продаж другого детища автопроизводителя — кроссовера Duster стремительно растут. Он также производится на мощностях Dacia, поэтому остаётся в линейке машин Renault. Кроме того, французы хотят перевести свой бренд в более дорогую нишу.
Однако если вспомнить попытки Renault вывести на отечественный рынок автомобили бизнес-класса, то заканчивались они не совсем удачно. Так, анонсированный компанией в июне 2010 года Latitude был создан на платформе Nissan D. Машины для России собирали на заводе «Автофрамос» в Москве в 2012–2014 годах, однако особым спросом они не пользовались. В Мексике этот седан продается как Renault Safrane. При этом французский концерн выпускал Safrane — машину E-класса, которую хотели вывести даже в самостоятельный бренд, ещё в 90-х годах, а 2000-м году производство было прекращено.
Другой причиной может быть то, что в Renault хотят уступить сегмент B-класса автомобилям Lada, выпускающимся «АвтоВАЗом». Большая часть акций предприятия и так принадлежит Renault, поэтому не исключено, что речь идёт о негласных бизнес-договорённостях.
Nissan посеял смуту
А начался исход мировых производителей из сегмента дешёвых автомобилей с компании Nissan. Японцы входят в стратегический альянс с Renault, а также с Mitsubishi. Поэтому если кто-то из партнёров решает развивать, к примеру, линию минивэнов, то вполне вероятно, что и другие стороны пойдут по этому же пути развития.
1 августа стало известно, что седан Nissan Almera снимут с производства в Тольятти уже этой осенью. Компания обещала сделать запас автомобилей, которые будут распределены по дилерской сети. Согласно планам концерна, этих запасов должно хватить до весны 2019 года при условии сохраняющегося на нынешнем уровне спроса. Ожидается, что последняя модель Almera сойдёт с конвейера в октябре. «АвтоВАЗ» планирует, что в текущем году будет собрано 16,2 тысячи Nissan Almera.
У Almera единая платформа с Renault Logan и Sandero, Lada Largus и Lada Xray, которая называется В0. Она характеризуется долговечной и при этом довольно простой в ремонте подвеской.
Японцы убирают с рынка эту модель вслед за не получившими народного признания Sentra и Tiida, которые производились на заводе «Лада Ижевск». Таким образом, на российском рынке у Nissan остаются лишь кроссоверы, внедорожники и спорткар GT-R.
Несмотря на то, что Logan был крайне популярной машиной, с ней россиянам придётся проститься. Возможно, автомобильный бизнес хочет сейчас переориентироваться на другого клиента, способного тратить большие деньги на железного коня. Особенно странно это выглядит сейчас в России, где население в большинстве своём уже давно перешло с бизнес-седанов на авто попроще и подешевле.
Екатерина Туманова, руководитель аналитического департамента компании «ФинИст»:
То, что Renault уходит с рынка не только России, но и с рынка развивающихся стран, говорит о том, что компанию не устраивает выручка с продаж своих автомобилей. Связано это, в самую первую очередь, с падением валют в этих странах. Давайте посчитаем потери только в нашей стране: ещё в начале года курс евро был около 69 рублей за единицу. Сейчас уже почти 80, и на этом падение рубля не остановится. Так как автомобили продаются за рубли в нашей стране, выручка в евро сильно падает. К примеру, автомобиль стоит 500 тысяч рублей. В начале года эта сумма в евро составляла 7240 евро. Сейчас уже эти 500 тысяч приравниваются к 6250 евро. Чуть менее 20% автомобиль потерял в стоимости в перерасчете на евро, и это ещё не предел в условиях санкционного давления и его следствия — дешевеющего рубля. Поэтому даже увеличивающийся спрос на автомобили в 2018 году на 16% всё равно не даёт прибыли в нашей стране расти.
Скорей всего, в ближайшее десятилетие автомобильный рынок переориентируется на отечественного производителя. Даже дизайнер Renault Ван ден Акер признался, что главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин «делает его жизнь несчастной». Уже видно, что в регионах предпочтение к российскому автопрому только растёт. Поэтому автомобильный рынок будет чётко разделять тех, у кого немного денег на покупку авто, и тех, кто может себе обеспечить премиум-класс.
Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра»:
Уход Renault Logan и Sandero с российского рынка связан не только с минимизацией ущерба компании и конкуренцией на рынке с российскими автомобильными Lada. Основная причина кроется в том, что девальвация рубля на фоне геополитических факторов и санкционной политики со стороны США подрывают доверие к устойчивости стратегии развития экономики в России. Поэтому подобные компании стараются осваивать новые рынки на фоне высокой конкуренции. Потребность же в таких бюджетных моделях как Logan и Sandero присутствует не только в России. Место могут заменить такие производители автомобилей, как Ford, Peugeot и Citroen, которые являются бюджетными и экономичными на фоне продолжающейся тенденции удорожания цен на бензин.
Александр Егоров, валютный стратег TeleTrade:
Решение концерна вполне логично. «Рено-Ниссан-АвтоВАЗ» в России владеет производством автомобилей Lada. И с ростом качества отечественных машин, причём практически на тех же комплектующих, что и автомобили Logan и Sandero, происходит нездоровая конкуренция между своими же марками. При этом стоит отметить, что автопроизводители французско-японско-российских автомобилей имеют очень амбициозные цели. Концерн хотел бы контролировать 40% российского рынка новых авто.