Отечественный автопром просит правительство вмешаться в процесс обсуждения реформы господдержки промышленности. Соответствующее письмо первому вице-премьеру Антону Силуанову направило Объединение автопроизводителей России (ОАР). Документ подписали главы АвтоВАЗа, КамАЗа, «Рено Россия», «Соллерс» и группы ГАЗ. Их обращение поднимает важнейшую для страны тему взаимоотношений государства и промышленности.
Нерадужные перспективы
Участники ОАР опасаются, что исчезнут ключевые меры субсидирования, заложенные в том числе в проект бюджета на 2019−2021 годы. По их мнению, реформа устанавливает «непрозрачный механизм предоставления бюджетных грантов, не привязанных к фактическим затратам предприятий и распределяемых в зависимости от коэффициента прироста объёмов выручки». В итоге, как пишет «Коммерсант», преимущество получат лишь новые игроки за счёт эффекта низкой базы, а автопром ждёт «падение производства и продаж, приостановка реализации уже запущенных проектов и отказ от дальнейших инвестиций со стороны крупнейших инвесторов».
Согласно октябрьскому предложению Минэкономразвития, Минпромторг может распределять субсидии для автопрома через специнвестконтракты, по категориям. Выделяемые деньги, согласно инициативе МЭР, должны быть разделены на «инвестиционные» и «инновационные» контракты. Новая система господдержки, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, «позволит более чем на 60% увеличить объёмы производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.
Как в капле воды
Ситуация на российском авторынке отражает положение в отечественной промышленности в целом. Нынешний спрос в секторе всё ещё остаётся низким по сравнению с докризисным. В марте 2017-го начался рост продаж, причём основным драйвером стали меры по его стимулированию, например, популярная программа «Деньги за автохлам» или льготные автокредиты, предусматривающие субсидирование до 6,7% от процентной ставки банка (позже они были отменены). До этого отрасль пережила самый затяжной, четырёхлетний, кризис в своей истории. Однако в 2018 году, по оценкам экспертов, объёмы финансирования автомобильной отрасли сократились более чем вдвое.
«Пик кризиса пройден. Оперативные меры поддержки рынка за государственный счёт теряют свою актуальность. Правительство возвращается к стратегическим целям, призывая отечественных производителей ликвидировать техническое отставание, а иностранные компании — к увеличению количества производимых в России моделей», — говорит финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.
Между тем в 2017 году Минпромторг обещал сохранить поддержку отдельных отраслей промышленности (автопрома, лёгкой промышленности, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения), несмотря на то, что поддержка шла в рамках антикризисного плана. Ныне он завершён. В бюджете для автопрома выделили 107 млрд рублей. Кроме того, в последние годы правительство неоднократно декларировало налоговые послабления и пониженные кредитные ставки для предприятий «в целях создания благоприятного инвестиционно-инновационного климата».
Сомнительное дело
Ранее экс-глава Счётной палаты Татьяна Голикова отмечала, что треть госпрограмм в стране признаны неэффективными. Например, госпрограмма развития АПК в 2016 году не достигла почти половины показателей: из 132 значений были реализованы лишь 75.
«Конечно, система господдержки промышленности в России существует, ключевой элемент в ней — Фонд развития промышленности при Минпромторге, аккумулировавший достаточно большие финансовые ресурсы. Есть также специальные инвестиционные контракты, с помощью которых правительство хочет принудить предприятия тратить больше денег, прежде всего на инфраструктурные проекты — взамен на определённые преференции», — поясняет News.ru директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
По данным Росстата, с января по октябрь 2018 года индекс промпроизводства вырос на 3%. А за октябрь 2018-го в годовом выражении — на 3,7%, напоминает эксперт.
«Лично у меня есть серьёзные сомнения в цифрах, которые приводит официальное статистическое ведомство. Например, они рапортовали, что по добыче полезных ископаемых рост составил 7,4%. А когда начинаешь смотреть на показатели по отдельным важнейшим видам продукции, там совершенно другая картина. Так, угля добыли на 4,8% больше, газа произвели лишь на 1% больше», — отмечает Николаев.
В обозримой перспективе промпроизводство будет стагнировать, прогнозирует эксперт. В обрабатывающих секторах ключевым фактором, сдерживающим предпринимательскую активность, стал недостаточный спрос на внутреннем рынке.
«Промышленность не находится в отрыве от других видов экономической деятельности: если рост ВВП — около ноля, то и с ней вряд ли может происходить что-то хорошее. У нас традиционно высокий уровень налогообложения. Более того, налоговая нагрузка растёт, что недопустимо в условиях, когда темпы экономического роста минимальны. А мы повышаем НДС на два процентных пункта, повышаем акцизы, вводим разные неналоговые платежи», — сетует Игорь Николаев.
Российская экономика переживает времена застоя, аналогичные тем, что были после Второй мировой войны, заявлял ранее нынешний глава Счётной палаты Алексей Кудрин. По его словам, страна последние десять лет живёт с темпами экономического роста в один процент.