Производители хлеба пожаловались государству на тяжёлую для них ситуацию, обусловленную механизмом ценообразования на рынке хлебопродуктов. С соответствующим письмом президент Российского союза пекарей (РСП) Валерий Чешинский обратился к вице-премьеру Р Ф Алексею Гордееву. Документ рассмотрит также Федеральная антимонопольная служба (ФАС), получившая его из аппарата правительства. Опрошенные News.ru эксперты не верят, что государство поможет хлебопёкам в должной мере.
Механизм формирования цен на хлебобулочные изделия не отвечает рыночным условиям: себестоимость производства растёт, но бремя изменений ложится именно на хлебопекарные предприятия. В этом суть обращения главы РСП.
«Просим вас помочь отечественной хлебопекарной отрасли, постоянно балансирующей на грани выживания, в решении сложнейшей отраслевой проблемы, связанной с ценообразованием на сырьё, упаковку, энергоносители, топливо, готовую продукцию, которое должно отвечать адекватной логике функционирования рыночного механизма», — говорится в документе.
Уровень рентабельности минимален
Чешинский сетует на то, что повышение курса доллара негативно отразилось на экспортной цене зерна и скупке его трейдерами для выполнения экспортных контрактов. Видя это, по его словам, сельхозпроизводители сократили продажу зерна мукомольным предприятиям «в ожидании ещё большего роста цены». Хлебопёки работают с минимальным уровнем рентабельности и прибыли, постоянно сталкиваясь с нарушенным балансом между действующими отпускными ценами и растущими издержками производства, отмечает руководитель Российского союза пекарей.
Ко всему прочему, продолжает Чешинский, ситуация с ценообразованием усугубилась полным отсутствием понимания со стороны руководства торговых сетей в признании объективных причин, влияющих на рост цен на хлеб. По его словам, на протяжении всего 2018 года предприятия вели переговоры с ретейлерами об адекватном рыночном ценообразовании на основные виды хлебопекарной продукции. Ответ всегда один: оснований для изменений цен нет.
«Наряду с этим торговые сети требуют повышения своей доходности путём дополнительных скидок или ретробонусов, зачастую скрытых в навязываемых услугах маркетингового характера аффилированных юридических лиц, шантажируя сокращением ассортимента», — информирует Чешинский, отмечая, что хлебопекарные предприятия пытаются удерживать конкурентоспособные цены максимально возможное время и что обозначенные выше проблемы они не смогут решить без прямого вмешательства государства.
Между тем 3 декабря пресс-служба Алексея Гордеева сообщила, что вице-премьер провёл рабочую встречу с главой РСП. По её итогам было решено, что зампред правительства даст указания руководителям профильных министерств, ведомств и региональным властям «о необходимости своевременного формирования запасов зерна для сохранения оптимальных цен на социально значимые продукты питания и стабилизации ситуации на рынке хлебопродуктов».

По данным Росстата на декабрь, средние потребительские цены на хлеб из пшеничной муки в РФ составили 48,3 рубля за килограмм, увеличившись с начала года на 4,7%. Цены на хлеб из ржано-пшеничной муки выросли на 4,2% - до 47,66 рубля за килограмм.
Роль торговых сетей и государства
Ретейлеры, со своей стороны, утверждают, что к вопросу ценообразования они подходят максимально взвешенно. Так, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков заявил РИА Новости, что «сети также в значительной степени ориентируются на покупательную способность граждан и стараются сдерживать рост цен насколько это возможно, чтобы товары первой необходимости оставались для населения доступны».
Государство прижимает пекарей административно, вмешивается в ценообразование, и эта ситуация длится не первый год, убеждён председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)» Дмитрий Янин. По его словам, на механизм рыночного ценообразования ретейлеры и торговые наценки влияют лишь незначительно.
«Власти "оекомендуют" хлебозаводам не повышать цены. Соответственно, обрекают производителей либо на разорение, либо на ухудшение качества продукции, либо на прямую фальсификацию», — заметил Янин в комментарии для News.ru.
Запрет возврата нереализованной продукции
Эксперт напомнил также о принятом 7 декабря Госдумой законе о запрете возврата нереализованной продукции производителю, за который ратовали крупные комплексы по производству хлеба и мяса. По мнению Янина, от него пострадают малые и средние пекарни, а также новички на рынке, поскольку их изделия будут либо не покупать вовсе, либо покупать в ничтожных объёмах.
Ранее президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон назвал серьёзной проблемой ситуацию, при которой производителям приходится за свой счёт выкупать и утилизировать нераспроданную продукцию. По его данным, доля возвращаемого ретейлерами хлеба в среднем составляет 8−10%. Это негативно сказывается и на экономике предприятий, и на конечных ценах. Кроме того, снизить стоимость хлеба, по мнению Кацнельсона, можно было бы путём организации хлебопекарями собственной фирменной торговли. Сейчас собственные точки реализации имеют не более 15% пекарен.
По-настоящему мощных драйверов роста цен Кацнельсон не видит, полагая, что в России есть все необходимые сырьевые компоненты для производства хлеба. В беседе с News.ru глава РОСПиК отметил, что отрасли пока не хватает достаточного уровня конкуренции: на 10 тыс. жителей в РФ имеется лишь один объект хлебопечения, тогда как в развитых странах этот показатель выше в три-четыре раза. Поэтому государство должно повернуться лицом к хлебопекарному бизнесу, сделать так, чтобы пекари могли получать в длительную аренду либо участки земли, либо небольшие помещения.
Многие участники рынка сходятся во мнении: сегодня государство заботится прежде всего о производителях сельхозсырья, а о предприятиях пищевой перерабатывающей промышленности — лишь в малой степени. В отсутствие господдержки, заявляют независимые эксперты, производственные фонды изнашиваются, собственных средств на модернизацию не хватает. Хотя именно переработчики обеспечивают наличие на прилавках продовольственных товаров, включая такой стратегический, как хлеб.