Министерство культуры может запретить фильм, но не может заставить людей его смотреть. Оно выдаёт прокатное удостоверение, дальше всё переходит в руки региональных властей. И уже они решают, будет ли у них прокатываться та или иная картина. В Чечне и Дагестане «Матильду» показывать не будут, это стало ясно несколько дней назад. От показа сделанного на основе «Матильды» сериала отказался Первый канал. Рамзан Кадыров решил быть дипломатичным и сказал, что с «Матильдой» разберутся сами кинотеатры, но едва ли у тех, кто ими руководит, мнение будет иным, чем у главы республики.
Теперь список регионов, куда не пустят «Матильду», стал шире, к ним добавилась Тверская область. Международная общественная организация «Русское собрание» написала в тверской комитет культуры, что фильм Алексея Учителя «грубо искажает историческую правду о святом Царе Николае II и членах его семьи, фальсифицирует славную историю России, ущемляет права большой части граждан России, разжигает вражду между отдельными группами российского общества» и является кощунственным с нравственной точки зрения.
Отклик последовал быстро: региональный комитет по делам культуры решил, что «Тверьгосфильмофонд» не будет производить закупку и показ картины.
Теперь возможна цепная реакция. Скорее всего, на очереди Орловская область, где поставили памятник Ивану Грозному, — так что «Матильда» там едва ли приживётся. Регионы разделятся на «красных» и «белых», и выглядеть это будет презанятно: снятый лояльным к власти режиссёром, основанный на давней, всем известной истории фильм (Кшесинская, если кто не знает, была монархисткой) расколет страну. Странно ссориться из-за того, что случилось больше ста лет назад, можно было бы найти поводы посвежее, — но угрозы поджога получили больше сотни кинотеатров, а один и в самом деле сгорел. Безумием всё это кажется только на первый взгляд: вытесненная из открытой политики борьба мнений обязательно выплеснется на улицы. Если ультраконсерваторы и либералы не могут спорить о будущем страны в парламенте, они начинают ломать копья из-за «Матильды».
А публика, между тем, сметает билеты. Все места на первый показ были раскуплены менее чем за сутки, из-за борцов с «Матильдой» продюсеры сильно сэкономили на рекламной кампании. Так теперь и делаются имена, «Матильда» стала чуть ли не основным кинособытием года. Если бы не главный матильдоборец страны депутат Поклонская и не «Русское собрание», этот фильм, скорее всего, никто бы особо и не заметил.