Один из авторов поправок к законопроекту об иноагентах депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За Правду» Дмитрий Гусев допустил в разговоре с NEWS.ru, что главная причина, по которой внесенные Минюстом в реестр иноагентов Земфира, Максим Галкин, Илья Варламов и Семен Слепаков обратились в суд с требованием снять с них статус иноагентов, лежит в финансовой плоскости. По мнению парламентария, все они надеются в будущем заключить государственные контракты в России, на что люди, обладающие статусом иноагентов, не имеют права.

Лицо, признанное иноагентом, прежде всего не допускается к участию в государственных контрактах в России. То есть не имеет возможности получать деньги из бюджета нашей страны. Я не исключаю, того, что именно этим фактом и продиктовано стремление упомянутых фигур избавиться от данного статуса. Проще говоря — хотят денег. Ведь интерес за рубежом к этой теме (критике политики России российскими медийными фигурами. — NEWS.ru) спадает, и число зрителей, желающих посетить концерт Галкина или Слепакова, уменьшается, — полагает Гусев.

По его словам, в России никуда не делась система госзаказов и госконтрактов, в том числе для деятелей культуры. Не исключено, что «этот лакомый для кого-то пирожок не дает покоя гражданам, признанным иноагентами», отметил он.

Механизм снятия статуса иноагента в теории «достаточно простой — в судебном порядке», отмечает Гусев. По его словам, иноагенты «с юридической точки зрения делают все правильно», обращаясь в судебные органы с требованием о снятии с них статуса. В суде «им придется доказывать, что они перестали пользоваться иностранным финансированием». И это, отмечает депутат, главное требование.

Статус иноагента может быть снят только в одном случае — если лицо перестанет быть иноагентом. То есть перестанет пользоваться иностранными деньгами и быть зависимым от иностранных вливаний. Если статус присвоен — значит, есть веские доказательства иностранного финансирования в каждом конкретном случае. Они — Земфира, Слепаков и остальные — перестали получать финансирование из иностранных источников? В этом вопрос, — отметил депутат.

Гусев также задался вопросом, были ли у вышеназванных лиц моральные основания обратиться в суд.

Хочется спросить каждого из них: как они себя чувствуют после того, как высказывали свою позицию против всего народа? — воскликнул Гусев.

Он добавил, что «суд примет решение по закону». Но, по мнению Гусева, «у данных деятелей культуры статус иноагентов надолго».

Ранее адвокат Сергей Жорин заявил, что у Галкина практически нет шансов оспорить статус иноагента, однако заниматься обжалованием нужно. По словам адвоката, всегда есть надежда на то, что дело будет рассмотрено объективно и беспристрастно.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев призвал сделать максимально открытыми судебные процессы по поводу требований Галкина, Слепакова и Варламова снять с них статус иноагентов. Он объяснил, что вердикт инстанции «как раз и будет диагнозом для них и для судебной системы».