Швеция является одной из стран НАТО, кто активно вооружает Украину, и до недавнего времени казалось, что ничего не мешает шведам передать ВВС Украины истребители SAAB JAS 39 Gripen. Однако эти самолеты в обозримой перспективе в зоне СВО вряд ли появятся. Почему они не нужны Украине?
Интеграция или игра?
Если верить заявлению министра иностранных дел Швеции Тобиаса Билльстрема, украинская сторона ранее рассматривала вопрос о приобретении JAS 39 Gripen. Но отказалась из-за сложностей одновременной интеграции шведских истребителей с американскими F-16. Последние, как известно, передаются Украине Данией, Нидерландами и Норвегией. Однако шведский министр подчеркнул, что вернуться к вопросу о приобретении Gripen можно будет после того, как прекратятся поставки F-16.
Это заявление выглядит странным по нескольким причинам. Во-первых, Украина не испугалась одновременной интеграции F-16 и французских истребителей Mirage 2000, передать которые обещал президент Франции Эммануэль Макрон. Во-вторых, Украину не пугают куда большие сложности интеграции западных ракет и советских истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24. Последние, как известно, были успешно переделаны в носители британских крылатых ракет Storm Shadow.
В-третьих, если посмотреть на технику ВСУ, то она сплошь и рядом западного производства, начиная от автомобилей и заканчивая танками и самоходными орудиями. Ни одна армия мира не имеет такого разношерстного технического парка, причем некоторые образцы оружия выпущены не только в разных странах, но и в разные эпохи. Например, американские 105-мм гаубицы М101 образца 1928 года прекрасно уживаются с современными 155-мм французскими гаубицами Caesar.
Можно вспомнить и американский бронетранспортер М113, выпуск которого начался в 1960 году и чей боевой дебют состоялся на вьетнамской войне. Так что вряд ли проблема интеграции сильно смущает украинских военных, которые к ней давно привыкли.
Деньги важнее
Можно предположить, что идея поставок JAS 39 Gripen не понравилась не украинцам, а американцам. Конфликт на Украине позволил США фактически перезапустить свой ВПК, на который начиная с 2022 года пролился настоящий дождь из новых заказов. Кроме того, многие союзники США по НАТО в спешном порядке решили ускорить процесс перевооружения, в том числе своих ВВС.
Например, Нидерланды, Дания и Норвегия покупают в США истребители пятого поколения F-35, и конфликт на Украине стал для них прекрасной возможностью избавиться от устаревших F-16. Чему американцы были только рады, так как эти страны теперь плотно сидят «на крючке» фирмы Lockheed Martin — производителя истребителей.
И если раньше эти три страны хотели приобрести F-35 лишь в дополнение к своим F-16, то теперь они не откажутся от мысли полностью обновить свой авиапарк. Нидерланды и Норвегия хотят совокупно приобрести более сотни F-35, а это означает, что Lockheed Martin снабжена твердыми заказами на годы вперед.
Темная лошадка
Даже если американцы и не нажимали на тайные пружины принятия решений по истребителям, то выбор Украиной F-16 и отказ от JAS 39 Gripen выглядят более чем объяснимыми. Шведский истребитель уступает F-16 по бомбовой нагрузке — 5300 кг против 8740 кг.
Фактически F-16 берет груза больше, чем весит пустой JAS 39 Gripen. Кроме того, у американского истребителя есть такие козыри, как более развитая техническая поддержка и участие в реальных конфликтах, в то время как Gripen ни разу в боевых действиях не участвовал. Поэтому для ряда экспертов Gripen до сих пор остается темной лошадкой — никто не знает, насколько он плох или хорош.
Однако что-то подсказывает, что если бы Швеция вдруг объявила о желании приобрести F-35 взамен JAS 39 Gripen, то украинская сторона моментально забыла бы о сложностях интеграции. И шведские истребители появились бы в зоне СВО.
Читайте также:
Какие танки надо разрабатывать: что появится после «Абрамсов» и Т-90
Российский танк «Черный орел»: самый мощный двигатель и огромная пушка
Новый Ил-114-300: зачем России нужен этот самолет
Американский F-16: почему он не станет «оружием спасения» для ВСУ