Щелковское шоссе является одной из самых проблемных трасс в столичном регионе. Власти уже много лет пытаются разрубить «щелковский узел», однако воз и ныне там. Почему так и не был построен дублер Щелковского шоссе, будут ли расширять трассу — в материале NEWS.ru.
Проблемы на Щелковском шоссе были всегда
Щелковское шоссе — это одна из старейших транспортных артерий Московского региона. Еще в Средневековье через густые леса Подмосковья пролегала Стромынская дорога, связывавшая Москву с городами Владимиро-Суздальской Руси.
Шоссе приобрело современный облик в начале XX века, когда его стали активно благоустраивать. Массовая застройка прилегающих территорий в черте Москвы началась во второй половине 1950-х, когда город расширялся на восток, а новые жилые районы, такие как Гольяново и Северное Измайлово, требовали транспортной доступности. Тогда казалось, что строить дома в непосредственной близости от шоссе — это отличная идея. К тому же ширины трассы вполне хватало для проезда автомобилей.

Шоссе получило современное имя в честь города Щелково, который к тому времени превратился в крупный центр текстильной промышленности. При этом сама трасса не проходит непосредственно через Щелково, а огибает его, следуя по пути, заменившему старые тракты.
Однако еще в советские времена на шоссе появились первые проблемы. Сужение дороги после МКАД до двух полос создавало «бутылочное горлышко». Попытки решить этот вопрос предпринимались еще в 1960-х, когда проектировались развязки и расширялись полосы, но радикальных изменений добиться так и не удалось.
Парки против дублера Щелковского шоссе
Специалисты считали, что лучшим способом решения проблемы пробок на Щелковском шоссе будет строительство второй параллельной трассы, так называемого дублера. В конце 2023 года был подготовлен проект такой дороги.
Предполагалось, что новая восьмиполосная магистраль будет стартовать от развязки МКАД — шоссе Энтузиастов и пройдет южнее нынешнего Щелковского шоссе до трассы А-103.
Однако местные жители начали сбор подписей против строительства новой магистрали. Они считали, что дублер Щелковского шоссе мог нанести серьезный урон экологической обстановке в регионе. Ранее вопрос экологии поставил крест на проекте другой трассы, которая должна была пройти по территории национального парка «Лосиный остров». Новая магистраль — образца 2023 года — не задевала национальный парк. Однако она должна была пройти через три местные природные территории: Горенский лес, Озерный заказник и парк «Пехорка».

В итоге в феврале 2024 года власти решили не строить новую трассу. «Сейчас Щелковское шоссе в районе Балашихи — это всего две полосы. Мы долго вместе с экологами прорабатывали возможность строительства трассы по границам парка „Лосиный остров“, но было много ограничений. Поэтому мы от него отказались. Еще один вариант — строительство дублера. Проектная организация предложила проложить дорогу через Горенский и Озерный лесопарки, парк „Пехорка“ и центральную часть Балашихи. Такой вариант не устроил ни нас, ни жителей», — заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Местные власти изучают способы решения проблемы. «На сегодняшний день загруженность Щелковского шоссе — 126 тысяч автомобилей в сутки. Пробки в час пик регулярно достигают 8-9 баллов. Люди часто теряют больше часа, чтобы проехать 17 км от МКАД до аэропорта Чкаловский», — пояснили в правительстве Московской области.
Есть ли надежда на расширение Щелковского шоссе
Местные власти сделали ставку не на строительство дублера Щелковского шоссе, а на расширение нынешней магистрали и ликвидацию всех «бутылочных горлышек», из-за которых возникают пробки. В прошлом году в правительстве Подмосковья рассказали, что в проработке находится проект расширения магистрали до 8–10 полос.
«Вместе с федеральными коллегами вместо строительства дублера прорабатываем вопрос расширения Щелковского шоссе. Это очень важный проект. В случае его реализации мы сможем улучшить транспортную доступность для 1 млн человек — жителей Балашихи, Щелково, Фрязино, Лосино-Петровского, Черноголовки и Звездного городка», — пояснил Воробьев.
Власти объявили тендер на строительство дублера московского участка Щелковского шоссе
Между тем в столице был объявлен тендер на строительство новой дороги, которую можно назвать дублером московского участка Щелковского шоссе. Речь идет о трассе, которая свяжет Северо-Восточную хорду с Курганской улицей в районе Гольяново, после чего выйдет на МКАД. Ожидается, что работы должны быть завершены во втором квартале 2028 года.
Кроме того, в Москве в мае 2025-го начались работы по благоустройству Щелковского шоссе. «В этом году проводим масштабные мероприятия по благоустройству Щелковского шоссе. Задачи — улучшить доступность транспортных объектов: Центрального автовокзала, станций метро и МЦК, Восточного вокзала, а прилегающие к шоссе территории сделать привлекательнее. В границы работ, кроме самой магистрали, вошли Большая Черкизовская и Краснопрудная улицы», — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

В рамках модернизации специалисты уберут под землю кабельные линии, отремонтируют сети водостока и проложат дополнительные, расширят пешеходные зоны, обновят около 460 тысяч квадратных метров асфальта и трамвайные линии.
Как решить проблему перегруженности Щелковского шоссе
Проблему перегруженности Щелковского шоссе в Москве можно решить, создав многоуровневую дорогу, заявил NEWS.ru вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. По его словам, такой подход позволит избежать вырубки леса в «Лосином острове» и снизит транспортную нагрузку без расширения дорожного полотна.
«Рано или поздно лес проигрывает. Мы понимаем, насколько насыщен животными „Лосиный остров“. Очень боюсь решения: „Давайте сделаем Щелковское шоссе в Москве платным, раз не можем расширить“. Идеального решения не вижу. Может быть, стоит соорудить второй ярус Щелковского шоссе. Не многоуровневую развязку, а второй уровень дороги, как это сделали во многих азиатских странах: первый этаж, второй этаж и развязки. Мне кажется, это самое очевидное. Не можешь расти вширь — расти ввысь», — пояснил Хайцеэр.
По его мнению, Щелковское шоссе разгрузило бы появление метро в Балашихе. Большое количество жителей предпочитают подземный транспорт. Это дешевле, быстрее и эффективнее.
«Многие забывают о перехватывающих парковках. Если есть и перехватывающая парковка, и метро — это ощутимое количество автомобилей, которые не въедут в город», — сказал Хайцеэр.
Он подверг критике текущую градостроительную политику, отметив, что массовая застройка вдоль транспортных магистралей только усугубляет проблему. По словам эксперта, мировые стандарты урбанистики давно отошли от практики точечной высотной застройки.

«Меня всегда пугает, когда начинают отжирать лесной массив. И пробки — плохо, и лесной массив отжирать — плохо, так как „Лосиный остров“ — памятник природы, один из немногих оставшихся в Москве и не уложенных плиткой. Проблема в жадности — настроить „человейников“. По этому пути мир не идет, мы не расселяем своих жителей, а привлекаем других. Украшение города — не высотное строительство, не большие каменные дома, а небольшие строения, природные анклавы и так далее», — отметил Хайцеэр.
Какие еще магистрали обновят в 2025 году
В 2025 году руководство Москвы намерено модернизировать 19 основных вылетных магистралей. Помимо Щелковского шоссе, в планах столичных властей благоустройство Волгоградского проспекта и улицы Марксистской. «Линии электроснабжения и сети связи уберем в новую кабельную канализацию общей протяженностью более 19 км. Наземные элементы инженерных сетей декорируем перфорированными экранами, ими же облицуем вентиляционные шахты. Вдоль промышленных предприятий и гаражных комплексов установим декоративное ограждение с индивидуальным рисунком», — рассказал в своем блоге мэр столицы Сергей Собянин.
Еще одним проектом станет комплексное благоустройство проспекта 60-летия Октября и Профсоюзной улицы от площади Гагарина до МКАД. «Тротуары станут шире, а перед переходами установим пандусы для комфорта всех категорий жителей. На проезжей части уложим новый асфальт, отделим ее от тротуаров новым бордюрным камнем. Вместо металлических трансбарьеров смонтируем разделительные эллипсоидные бетонные ограждения. Установим более 280 новых фонарей, а в существующих заменим старые газоразрядные светильники экономичными светодиодными. Благодаря контрастному освещению водителям будет гораздо лучше видно пешеходов на „зебре“», — пояснил Собянин.
Читайте также:
Сколько стоит доехать из Москвы до Выборга по платной трассе М-11 «Нева»
Как не убить «автомат»: 5 самых частых ошибок водителей
Составлен список автобрендов, которые скоро «умрут»
«Ниву» неожиданно обновили до спортверсии: чем еще удивит Lada в 2025-м