В России не планируют завершать ремонт единственного в стране авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Что с ним сделают, в чем причины, как сложилась судьба этого боевого корабля, кто станет следующим?
Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и ВТБ Андрей Костин заявил, что единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не будут ремонтировать.
«Мы считаем, что его уже нет смысла ремонтировать. Ему уже 40 лет с лишком, и вещь эта крайне дорогостоящая… Я думаю, вопрос будет решен в том плане, что будет либо продан, либо утилизирован», — сказал он.
В беседе со СМИ Костин отметил непростое финансовое положение ОСК: корпорация впервые показала прибыль по итогам 2024 года и пока что остается «большой финансовой дырой». Между тем стоимость ремонта «Адмирала Кузнецова» оценивается в 350 млрд рублей (это больше, чем годовой бюджет большинства регионов России).
«А до этого вложили не менее 20 млрд, как сообщают из открытых источников — на ремонт. Это 100 000 (сто тысяч) дронов Mavic 3 Pro», — отмечает блогер Кирилл Федоров.
Ранее в июле 2025 года СМИ со ссылкой на источники в Минобороны и ОСК сообщили, что ремонт единственного российского авианесущего крейсера России находится под угрозой окончательной остановки.
«Адмирал Кузнецов» был спущен на воду в 1985 году. Корабль относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров, он был предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак противника и поддержки операций по десантированию. На корабле могут базироваться 28 самолетов и 24 вертолета.
«Адмирал Кузнецов» был введен в эксплуатацию 20 января 1991 года — через месяц после того, как президент СССР Михаил Горбачев получил Нобелевскую премию мира за «разрядку» с Западом. На тот момент крейсер был единственным в мире авианесущим судном, которое могло находиться в Черном море.
В начале 1990-х годов «Кузнецов» продолжал дооснащаться и к 1995 году смог пойти на первую боевую службу в Средиземном море. Уже в 1996 году авианесущий крейсер ушел на ремонт, затянувшийся до 1998 года из-за недостатка финансирования.
С ноября 2016 года «Адмирал Кузнецов» два месяца выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. В это время на территории республики шла борьба с террористами «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ; признано террористической группировкой и запрещено в РФ).
14 ноября 2016 года один из МиГ-29К потерпел крушение при посадке на «Адмирал Кузнецов», летчик выжил. 5 декабря разбился один из Су-33. Примерная стоимость действий крейсера в Сирии составила 7,5 млрд рублей.
Минобороны РФ не комментировало эту информацию.
По итогам двух месяцев участия в операции против террористов в Сирии «Адмиралу Кузнецову» потребовался полноценный ремонт. С октября 2017 года на 82-м судоремонтном заводе проводилась дефектация и определены необходимые работы по восстановлению боеготовности; предварительно стоимость ремонта оценили в 20 млрд рублей.
Предполагалось, что корабль вернется в состав флота в 2022 году, но сроки завершения ремонта несколько раз переносили.
Ремонт подводной части корпуса авианосца был начат в Мурманске, на плавучем доке ПД-50. 30 октября 2018 года плавучий док ПД-50 затонул, погибли два человека, а авианосец получил тяжелые повреждения из-за упавшего на палубу крана. Его отбуксировали к причалу 35-го судоремонтного завода.
Как оказалось, в России больше нет доков, способных принять «Кузнецова». Пока велась модернизация причальных стенок, 12 декабря 2019 года на корабле произошел пожар, два человека погибли. Ущерб оценили еще в 0,5 млрд рублей. 22 декабря 2022 года на корабле произошло еще одно возгорание повышенной сложности, без пострадавших.
Минобороны РФ не комментировало эту информацию.
Бывший командующий Черноморским флотом, экс-депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов заявлял NEWS.ru, что крейсер «Адмирал Кузнецов» необходимо сохранить для подготовки будущих летчиков.
«А что сейчас дешево? Родиться тоже дорого, умереть — еще дороже», — сказал Комоедов.
Бывший командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц заявил, что нежелание ОСК ремонтировать «Кузнецова» оправдано: классические авианосцы потеряли актуальность и уступают место БЭК и БПЛА.
«Авианосец — это уже уходящая эпоха. Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Огромное дорогостоящее сооружение, которое может быть уничтожено в течение нескольких минут современными видами вооружения. Будущее за носителями роботизированных комплексов и непилотируемой авиации», — полагает адмирал.
В соцсетях возмущены тем, что современная Россия фактически провалила ремонт советского наследия.
«Дремучий СССР, без компьютеров, нейросетей и интернетов когда-то с нуля построил авианесущий крейсер за восемь лет, а в нанотехнологичном XXI веке мы не смогли его просто починить за семь лет. А я напомню, что у нас еще один „мамонт“ в очереди за „Кузей“ стоит, флагман, естественно, краса и гордость — крейсер „Петр Великий“. И там тоже все далеко не радужно было еще вчера. Сейчас он героически обороняет свой причал и просто ждет, когда иголочный станок поглотит „Кузю“, чтоб стать следующим», — написал автор Telegram-канала Fighterbomber.
Минобороны РФ не комментировало эту информацию.
Читайте также:
ЦБ РФ понизил ключевую ставку: что это значит, инфляция в России сегодня
Удар по поездам, ЗАЭС и Невинномысску: как ВСУ атакуют Россию 25 июля
Что на самом деле случилось с Ан-24 в Тынде? Все версии крушения, детали