Что случилось с единственным авианосцем РФ? История «Адмирала Кузнецова»

Оружие 25 июля, 2025 / 18:03

В России не планируют завершать ремонт единственного в стране авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Что с ним сделают, в чем причины, как сложилась судьба этого боевого корабля, кто станет следующим?

Что сделают с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов»

Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и ВТБ Андрей Костин заявил, что единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не будут ремонтировать.

«Мы считаем, что его уже нет смысла ремонтировать. Ему уже 40 лет с лишком, и вещь эта крайне дорогостоящая… Я думаю, вопрос будет решен в том плане, что будет либо продан, либо утилизирован», — сказал он.

В беседе со СМИ Костин отметил непростое финансовое положение ОСК: корпорация впервые показала прибыль по итогам 2024 года и пока что остается «большой финансовой дырой». Между тем стоимость ремонта «Адмирала Кузнецова» оценивается в 350 млрд рублей (это больше, чем годовой бюджет большинства регионов России).

«А до этого вложили не менее 20 млрд, как сообщают из открытых источников — на ремонт. Это 100 000 (сто тысяч) дронов Mavic 3 Pro», — отмечает блогер Кирилл Федоров.

Ранее в июле 2025 года СМИ со ссылкой на источники в Минобороны и ОСК сообщили, что ремонт единственного российского авианесущего крейсера России находится под угрозой окончательной остановки.

Когда был построен «Адмирал Кузнецов», как сложилась его судьба

«Адмирал Кузнецов» был спущен на воду в 1985 году. Корабль относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров, он был предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак противника и поддержки операций по десантированию. На корабле могут базироваться 28 самолетов и 24 вертолета.

«Адмирал Кузнецов» был введен в эксплуатацию 20 января 1991 года — через месяц после того, как президент СССР Михаил Горбачев получил Нобелевскую премию мира за «разрядку» с Западом. На тот момент крейсер был единственным в мире авианесущим судном, которое могло находиться в Черном море.

В начале 1990-х годов «Кузнецов» продолжал дооснащаться и к 1995 году смог пойти на первую боевую службу в Средиземном море. Уже в 1996 году авианесущий крейсер ушел на ремонт, затянувшийся до 1998 года из-за недостатка финансирования.

Как «Адмирал Кузнецов» боролся с террористами в Сирии

С ноября 2016 года «Адмирал Кузнецов» два месяца выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. В это время на территории республики шла борьба с террористами «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ; признано террористической группировкой и запрещено в РФ).

14 ноября 2016 года один из МиГ-29К потерпел крушение при посадке на «Адмирал Кузнецов», летчик выжил. 5 декабря разбился один из Су-33. Примерная стоимость действий крейсера в Сирии составила 7,5 млрд рублей.

Минобороны РФ не комментировало эту информацию.

Что известно про пожар на «Адмирале Кузнецове»

По итогам двух месяцев участия в операции против террористов в Сирии «Адмиралу Кузнецову» потребовался полноценный ремонт. С октября 2017 года на 82-м судоремонтном заводе проводилась дефектация и определены необходимые работы по восстановлению боеготовности; предварительно стоимость ремонта оценили в 20 млрд рублей.

Предполагалось, что корабль вернется в состав флота в 2022 году, но сроки завершения ремонта несколько раз переносили.

Ремонт подводной части корпуса авианосца был начат в Мурманске, на плавучем доке ПД-50. 30 октября 2018 года плавучий док ПД-50 затонул, погибли два человека, а авианосец получил тяжелые повреждения из-за упавшего на палубу крана. Его отбуксировали к причалу 35-го судоремонтного завода.

Как оказалось, в России больше нет доков, способных принять «Кузнецова». Пока велась модернизация причальных стенок, 12 декабря 2019 года на корабле произошел пожар, два человека погибли. Ущерб оценили еще в 0,5 млрд рублей. 22 декабря 2022 года на корабле произошло еще одно возгорание повышенной сложности, без пострадавших.

Минобороны РФ не комментировало эту информацию.

Надо ли ремонтировать крейсер «Адмирал Кузнецов», мнения

Бывший командующий Черноморским флотом, экс-депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов заявлял NEWS.ru, что крейсер «Адмирал Кузнецов» необходимо сохранить для подготовки будущих летчиков.

«А что сейчас дешево? Родиться тоже дорого, умереть — еще дороже», — сказал Комоедов.

Бывший командующий Тихоокеанским флотом Сергей Авакянц заявил, что нежелание ОСК ремонтировать «Кузнецова» оправдано: классические авианосцы потеряли актуальность и уступают место БЭК и БПЛА.

«Авианосец — это уже уходящая эпоха. Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Огромное дорогостоящее сооружение, которое может быть уничтожено в течение нескольких минут современными видами вооружения. Будущее за носителями роботизированных комплексов и непилотируемой авиации», — полагает адмирал.

В соцсетях возмущены тем, что современная Россия фактически провалила ремонт советского наследия.

«Дремучий СССР, без компьютеров, нейросетей и интернетов когда-то с нуля построил авианесущий крейсер за восемь лет, а в нанотехнологичном XXI веке мы не смогли его просто починить за семь лет. А я напомню, что у нас еще один „мамонт“ в очереди за „Кузей“ стоит, флагман, естественно, краса и гордость — крейсер „Петр Великий“. И там тоже все далеко не радужно было еще вчера. Сейчас он героически обороняет свой причал и просто ждет, когда иголочный станок поглотит „Кузю“, чтоб стать следующим», — написал автор Telegram-канала Fighterbomber.

Минобороны РФ не комментировало эту информацию.

Читайте также:

ЦБ РФ понизил ключевую ставку: что это значит, инфляция в России сегодня

Удар по поездам, ЗАЭС и Невинномысску: как ВСУ атакуют Россию 25 июля

Что на самом деле случилось с Ан-24 в Тынде? Все версии крушения, детали