Пассажиры нескольких российских аэропортов провели больше суток в ожидании своих рейсов. По данным Росавиации, из-за ограничений на использование воздушного пространства вовремя улететь не смогли десятки тысяч человек. Некоторым из них приходилось спать прямо на полу в терминалах. Что происходит с отечественной авиацией в последние дни и какие права имеют пассажиры при форс-мажорных обстоятельствах — в материале NEWS.ru.
Коллапс в работе российских воздушных гаваней произошел в минувшую субботу, задержки начались еще с полуночи. К утру 5 июля некоторые пассажиры ждали своих рейсов по 10 часов. Причина случившегося — временные ограничения на использование воздушного пространства.
Проблема затронула не только московские аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево и Жуковский, но также Пулково в Санкт-Петербурге, Храброво в Калининграде и Чкалов в Нижнем Новгороде.
Несмотря на сообщения о возобновлении работы воздушных гаваней, люди продолжали ожидать своих вылетов. Некоторые из них сидели или лежали прямо на полу. Как следует из заявления Росавиации, аэропорты смогли возобновить работу в штатном режиме только к утру 7 июля.
«Начиная с 5 июля до 06:00 мск 7 июля авиакомпании отменили 485 рейсов, на запасные аэродромы ушли 88 рейсов, было задержано на вылет и прилет 1900 рейсов, оформлено 43 тысячи вынужденных возвратов билетов, в гостиницах размещено 94 тысячи человек», — говорилось в релизе ведомства.
В частности, сообщалось, что в крупнейшем столичном аэропорту Шереметьево за сутки, 6 июля, обслужили 140,5 тысячи пассажиров. Уже 7 июля ситуация в воздушной гавани оценивалась как спокойная, наблюдались небольшие скопления пассажиров.
«Оставались задержанными (более двух часов) на вылет 40 рейсов. Чтобы справиться с возросшей нагрузкой, воздушная гавань, в частности ее крупнейший перевозчик группа „Аэрофлот“, увеличила численность работающих сотрудников», — отметили в Росавиации.
При задержках рейсов пассажиры могут рассчитывать на питание и размещение в гостинице за счет авиакомпании, рассказал NEWS.ru адвокат, специализирующийся на правах туристов, Федор Коробков. Он уточнил, что все зависит от продолжительности задержки.
«При ожидании рейса более двух часов туриста должны обеспечить прохладительными напитками. Если [пассажир] ожидает отправления рейса более четырех часов, то его должны обеспечить горячим питанием, а затем — каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. В гостинице должны разместить, если рейс отложен более чем на восемь часов днем или шесть часов — ночью», — объяснил юрист.
Пассажиров должны бесплатно доставить до гостиниц, в которых организовано временное размещение, уточнил он. Кроме того, сказал Коробков, при ожидании рейса более двух часов клиент авиакомпании имеет право на два бесплатных телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при отсутствии средств связи.
В свою очередь юрист Михаил Салкин отметил, что некоторые перевозчики используют схему с поэтапным переносом рейса, которая помогает избегать предоставления полного комплекса услуг. По его словам, в такой ситуации пассажирам важно знать свои права и фиксировать факт задержки. Юрист подчеркнул, что при нарушении со стороны авиакомпании пассажиры могут обратиться с претензией в течение шести месяцев.
«Чтобы не предоставлять бесплатные услуги в связи с задержкой рейса, авиакомпании практикуют его перенос на два часа с последующим продлением. Это позволяет формально иметь возможность отказать в предоставлении гарантий по размещению в гостинице или организации питания. В случае если права пассажира были нарушены, необходимо предъявить претензию перевозчику в течение шести месяцев с даты, когда должен был состояться вылет», — резюмировал Салкин.
Перевозчики обязаны заботиться о своих пассажирах вне зависимости от того, по чьей вине произошла задержка или отмена рейса, — даже если речь идет о погодных условиях, на которые повлиять невозможно, напомнил в беседе с NEWS.ru главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Однако он призвал россиян с пониманием отнестись к сложившейся ситуации.
«Не надо возмущаться, нужно относиться с пониманием. <…> Да, есть определенные обязанности авиакомпаний, которые они обязаны выполнять перед пассажирами. Но все эти правила работают, когда задерживаются один или два рейса. Но когда задержка порядка 60 тысяч пассажиров? Даже в Москве где такое количество разместить?» — сказал Гусаров.
По его мнению, в подобных беспрецедентных случаях должно вмешиваться государство, объявляя воздушные гавани зонами чрезвычайной ситуации и принимая соответствующие меры: подвозить еду, устанавливать мобильные туалеты. Он подчеркнул, что аэропорты обычно не рассчитаны принимать одновременно десятки тысяч пассажиров.
Что касается денежных компенсаций за авиабилеты, то она предоставляется только по отмененным рейсам, говорит Федор Коробков. За перенесенные рейсы она не предусмотрена, за исключением тех случаев, когда задержка повлияла на планы в стране или городе назначения.
«Если рейс отложили, а у человека в стране было что-то запланировано, то это будет вынужденный отказ от воздушной перевозки. Также можно будет потребовать возврат денежных средств. В обоих случаях должны вернуть полную стоимость авиабилета», — сказал адвокат.
За возвратом средств сначала нужно обратиться к перевозчику. То же самое касается историй, когда авиакомпания не предоставила питание и гостиницу при форс-мажорных обстоятельствах. В последнем случае сначала следует написать перевозчику претензию о возмещении убытков, приложив все чеки за еду и спальное место, приобретенные самостоятельно. Затем можно обращаться в суд, уточнил Коробков.
«Если убытки не возмещены, то обращаемся в суд с требованием, помимо них, выплатить неустойку, компенсацию морального вреда и штрафы. <…> Бремя доказывания надлежащего исполнения обязательств лежит на исполнителе. То есть авиакомпания должна будет доказывать, что она о чем-то информировала, что-то предоставляла», — продолжил собеседник NEWS.ru.
Он добавил, что можно попробовать обратиться с жалобой в Росавиацию. Ведомство вмешается, возможно, наложит на перевозчика штраф, однако собственные средства это вернуть не поможет, подытожил Коробков.
Читайте также:
Домодедово не принадлежит РФ? Почему аэропорт оказался в центре скандала
Как добраться до Абхазии летом 2025-го: машина, самолет, поезд — цены
Дьюти-фри свел с ума: как накажут швырнувшего ребенка в аэропорту белоруса
Когда откроют аэропорт в Краснодаре, что с Воронежем, Белгородом, Элистой