Переговоры президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева в Таджикистане вдохнули новую жизнь в реализацию проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». 13 октября в Баку состоялась российско-ирано-азербайджанская встреча, посвященная развитию западного маршрута МТК. Зачем этот транспортный коридор необходим странам — участницам проекта и почему он обречен на успех — в материале NEWS.ru.
Трехсторонняя встреча высокого уровня Россия — Азербайджан — Иран прошла 13 октября в Баку, на ней рассматривались вопросы инфраструктурного сотрудничества и укрепления транспортной связи в рамках развития МТК «Север — Юг». Делегацию РФ на переговорах возглавил вице-премьер Алексей Оверчук, азербайджанскую — замглавы правительства республики Шахин Мустафаев, а Тегеран представляла министр транспорта и городского развития Фарзане Садек.
«Для повышения привлекательности западного маршрута МТК „Север — Юг“ нам важно формировать гармонизированную транспортную инфраструктуру России, Азербайджана и Ирана и создавать равные условия для всех добросовестных перевозчиков при прохождении государственной границы», — заявил Оверчук.
Он назвал стратегической целью развития проекта «обеспечение бесшовной логистики от Баренцева и Балтийского морей до Персидского залива». По словам Оверчука, это создаст «наилучшие конкурентные условия для товаропроизводителей, экспортеров и импортеров трех стран».
По итогам заседания стороны договорились сформировать совместную рабочую группу по автомобильным перевозкам, в которую войдут представители таможенных, пограничных и транспортных ведомств.
На сегодняшний день в реализации проекта МТК «Север — Юг» дальше всех продвинулся Азербайджан. В республике близятся к завершению работы по модернизации трансграничного железнодорожного узла в Астаре. Там же вскоре будет создан современный логистический хаб.
Также в Азербайджане полным ходом идет модернизация железных дорог, которая будет полностью завершена к 2027 году. Первоначально планировалось, что этот процесс частично проспонсирует Россия: Москва еще в 2024 году согласилась выделить на него более $316 млн. Однако азербайджанская сторона приняла решение провести работы без внешнего финансирования.
Участники встречи в Баку обсуждали ускорение строительства 160-километрового участка дороги Решт — Астара в Иране: этот проект позволит соединить железнодорожные сети России и Азербайджана с портами в Персидском заливе. Соглашение было подписано еще в 2023 году, однако до сих пор его реализация продвигалась медленно.
Директор «РусИранЭкспо» и замруководителя Делового клуба ШОС в Иране Александр Шаров в беседе с NEWS.ru выразил мнение, что при максимально благоприятных условиях строительство иранского участка удастся закончить примерно к 2032 году.
«Даже если все там делать форсированно, нужно понимать, что эти участки будут переданы под геологические изыскания к марту будущего года. После этого будут изыскания, чтобы там не было опасных участков под землей, например карстовых провалов. После этого будет проведена привязка к местности этого проекта, внесут различные корректировки. Строительство займет пять лет. Строить будет иранская компания, может быть, генеральным заказчиком выступит российская фирма», — рассказал Шаров.
Согласно данным «РусИранЭкспо», в Иран по западной ветке МТК «Север — Юг» автотранспортом ввозится 4–5 млн тонн грузов. Примерно половина из них идет через Азербайджан, другая — через Армению и Грузию. При этом география поставок не ограничивается Исламской Республикой.
«Пошел большой поток экспортных грузов не только в Иран, но и в Ирак, ОАЭ, Катар, Саудовскую Аравию и даже в Афганистан. Налажена регулярная автомобильная доставка скоропортящихся продуктов из Москвы в ОАЭ за 10–12 дней, рекорд был — за семь дней. Обратно автомобили загружаются в Иране фруктами, овощами и иногда параллельным импортом из ОАЭ», — сообщили NEWS.ru в компании.
Однако депутат азербайджанского парламента, член редколлегии журнала «Стратегический анализ» Расим Мусабеков в беседе с NEWS.ru напомнил: есть грузы, которые автомобильным транспортом доставлять невозможно: уголь, минеральные удобрения, лес.
«Причем все это должно возиться колоссальными поездами из сотни вагонов. Для этого нужен железнодорожный маршрут через Азербайджан. „Север — Юг“, безусловно, очень нужный коридор и для России, и для государств, с которыми Москва поддерживает торгово-экономические отношения. Азербайджан как транзитное государство будет извлекать из этого определенную выгоду», — пояснил он.
Пока на перевозки железнодорожным транспортом через Азербайджан ежегодно приходится не более 1 млн тонн грузов, что доказывает необходимость дальнейшего расширения проекта МТК.
«Развитие именно железнодорожной составляющей через Азербайджан критично для развития коридора и значительного увеличения поставок и номенклатуры», — рассказал NEWS.ru политолог Михаил Чернов.
Директор Фонда развития Азии и военный эксперт Александр Собянин напомнил NEWS.ru, что «Север — Юг» — фактически продолжение традиционного торгового пути, существовавшего «многие сотни и даже тысячи лет».
«Вспомним знаменитое „Хождение за три моря“ русского купца Афанасия Никитина, который прошел в Западную Индию и страны Персидского залива аккурат по маршруту нынешнего коридора — по каспийской его части с заходом в Баку», — указал он.
По словам аналитика, специфика таких транспортных коридоров в том, что по ним перевозят грузы, которые невозможно отправить более дешевым морским путем.
«Большой груз из Балтики или севера России всегда будет выгоднее отправить в Индию и страны Южной Азии морским путем через Суэцкий канал или даже вокруг Африки без дополнительных перевалок. Однако есть грузы, которые невозможно доверить морскому транспорту: есть риск потерять их в море из-за атак йеменских хуситов. Тот же Афанасий Никитин пытался провезти по этому маршруту особо ценную для того времени пушнину, а на Русь по этому маршруту шло серебро и иные металлы из Азии. Сейчас же речь идет об имеющих отношение к стратегическим отраслям промышленности и военных грузах. Москва и Баку делают общее дело для развития всех стран, завязанных на западную ветку МТК», — добавил Собянин.
По его словам, это не только Иран, но и Индия, Пакистан, Индонезия. «Примечательно, что на прошедшем 13 октября саммите по Газе в египетском Шарм эш-Шейхе президент Азербайджана Ильхам Алиев отдельно неформально общался и с премьер-министром Пакистана Шахбазом Шарифом, и с президентом Индонезии Прабово Субианто», — заметил Собянин.
Депутат Госдумы от Дагестана Джамаладин Гасанов в разговоре с NEWS.ru также подчеркнул: стратегическое значение коридора «Север — Юг» выходит далеко за рамки простого обеспечения интересов международной торговли.
«МТК „Север — Юг“ имеет стратегическое и критически важное значение как для России, так и для Азербайджана, особенно в текущей геополитической ситуации. Для России в условиях санкций и ограничений на западном направлении МТК „Север — Юг“ становится ключевым маршрутом для переориентации экспортно-импортных операций в направлении стран Азии, Ближнего Востока и Индии. Развитие коридора диверсифицирует транспортные артерии РФ, снижая зависимость от отдельных направлений и повышая устойчивость внешней торговли», — резюмировал парламентарий.
Читайте также:
«Будем реализовывать большие планы»: главные итоги встречи Путина и Алиева
«Будем двигаться вместе»: отношения РФ и Азербайджана выходят на новый этап
Гегемонии США конец. Политэлита собралась в Баку обсудить новый миропорядок
Конец СВО, договор с Арменией: лидеры стран обсудили в Баку вопросы мира