Премьер-министр Японии твёрдо намерен вписать своё имя в историю. Политик преодолел весенний коррупционный скандал и имеет все шансы выиграть осенние выборы внутри правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Премьер-министр избирается в японском парламенте, и как правило, им становится лидер партии большинства. Поэтому переизбрание председателем на трёхлетний срок практически автоматически сделает Абэ премьером до 2021 года. А значит, у японского премьера есть время не только перезагрузить экономику и пересмотреть пацифистскую конституцию страны, но и достигнуть дипломатического прорыва с Россией, который — давняя цель семьи Абэ.
Поступательный рост
Премьер-министр Японии приехал в Россию с визитом, который приурочен к его участию в IV Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке. 10 сентября в преддверии начала работы международной конференции, которая с 2015 года проходит на острове Русский, президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетили завод, где в их присутствии был запущен конвейер по производству двигателей для автомобилей Mazda, а затем провели двусторонние переговоры.
Перед началом встречи Синдзо Абэ назвал заключение мирного договора между Японией и Россией исторической задачей, которую необходимо решить ему и президенту Владимиру Путину. Премьер выразил уверенность в том, что проходящие в настоящее время перекрёстные годы культуры Японии и России сыграют «большую роль в углублении взаимопонимания между народами двух стран»: «Наши новые подходы меняют черты японско-российского сотрудничества. Без ущемления правовой позиции обеих сторон реализовывается то, что можно сделать».
Владимир Путин констатировал поступательное развитие отношений между странами, что впервые «имеет отношение и к взаимодействию наших военных ведомств». Особо российский лидер подчеркнул рост товарооборота: в прошлом году он вырос и «в этом году за первые шесть месяцев составил ещё 20%», «при этом поставки российских продуктов машиностроения выросли на 90%, а текстиля — на 14%». «Уверены, что сегодняшняя встреча, пребывание здесь [во Владивостоке] представительной делегации [Японии] — там 200 человек представителей бизнеса, — безусловно, пойдёт на пользу развитию наших отношений», — добавил президент РФ.
Владимир Путин отметил, что достигнута договорённость провести до конца этого года третью японско-российскую бизнес-миссию на Южные Курильские острова, после чего состоится четвёртый раунд переговоров по совместной деятельности. В свою очередь Абэ подчеркнул, что японская бизнес-миссия посетит Курильские острова в начале октября.
Договор и территории
Во время итоговой пресс-конференции, которая прошла после церемонии обмена подписанными документами между бизнес-делегациями, Владимир Путин сделал акцент на экономике, Синдзо Абэ — на мирном договоре и территориальном вопросе. Несмотря на активизацию контактов на высшем уровне и планирование экономических проектов, территориальный вопрос в российско-японских отношениях до сих пор — центральная тема, которая поднималась ещё при деде Синдзо Абэ — премьер-министре (1957−1960) Нобусукэ Киси, и которой вплотную занимался его отец — глава МИДа (1982−1986) Синтаро Абэ. Во время работы корреспондентом газеты «Майнити» он первым сообщил о подписании советско-японской Совместной декларации 1956 года. «С тех пор для моего отца заключение японско-советского мирного договора было делом всей жизни», — неоднократно подчеркивал Синдзо Абэ в интервью.
После Второй мировой войны Япония и СССР не заключили мирный договор: Советский Союз отказался подписывать мирное соглашение в Сан-Франциско в 1951 году, поскольку в нём Курильские острова не были указаны советской территорией. В 1956 году стороны завизировали только совместную декларацию, которая прекращала состояние войны между государствами. Тогда Советский Союз обещал передать Японии самые маленькие два острова из спорных четырёх — Шикотан и Хабомаи, но только после того, как будет заключён мирный договор.
Официальная позиция России с тех пор не изменилась: сначала необходимо заключить мирный договор, то есть в Токио должны признать итоги Второй мировой, а уже потом возможен разговор о решении территориальной проблемы, как и обозначено в советско-японской декларации 1956-го. Япония же отказывается признавать итоги и хотела бы получить все четыре острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, но Абэ занял более дипломатичную позицию. Именно по его инициативе между Москвой и Токио возобновился диалог. В 2016 году лидер Японии предложил восемь направлений сотрудничества, заметив, что совместная с РФ хозяйственная деятельность на Южных Курилах принесёт выгоду для заключения мирного договора между государствами. Но процесс российско-японского сближения по-прежнему носит хрупкий характер, и не только по причине «личностной дипломатии» премьера. Остаются без ответа вопросы, пойдёт ли Япония на совместную хозяйственную деятельность на Курильских островах в соответствии с российским законодательством и на российские условия и как разделить территориальный вопрос и мирный договор.
Но активность на дипломатическом фронте выгодна обеим сторонам. Токио стремится выстроить сбалансированную политику, учитывая развитие Китая и американский взгляд на международную проблематику. Москва — привлечь японские инвестиции для развития Дальнего Востока и сотрудничать со страной, которая считается стратегическим союзником Вашингтона в регионе.
При этом российско-японские противоречия в вопросах безопасности также проявляются на публике: российские и японские военные начали взаимодействие в военной сфере, что подчеркнул Владимир Путин, однако Москва не раз выражала недовольство решением Токио разместить на севере и юго-западе острова Хонсю два американских комплекса ПРО Aegis Ashore.