На одном из аэродромов Ивано-Франковской области убит первый украинский пилот, умевший управлять F-16. Подполковник Месь учился летать на американском истребителе два года, а погиб менее чем через месяц после прибытия F-16 на Украину. Судя по всему, это стало одним из результатов проведенного 26 августа массированного удара, который многие назвали «возмездием за Курск». Эксперты обсуждают, как быстро в рядах ВСУ появятся пилоты из стран НАТО, поскольку у Киева скоро не останется тех, кто умеет летать на F-16. Подробнее — в материале NEWS.ru.
Что известно о гибели украинского пилота F-16
Днем 28 августа депутат Луцкого горсовета Игорь Полищук сообщил о гибели 30-летнего замкомандира опергруппы эскадрильи истребителей ВСУ подполковника Алексея Меся. Кроме того, убиты еще двое военных — жителей Луцкой области, добавил депутат. Уже через несколько минут Полищук удалил свой пост. Но Telegram-канал Mash, который успел сохранить публикацию, тотчас сообщил, что погибший — один из двух летчиков, участвовавший в переговорах с американцами о передаче F-16 Украине.
Авторы канала не исключали, что поведение украинского депутата было вызвано попыткой скрыть причастность Меся к поставке американских истребителей. Предположительно, летчик погиб в начале этой недели в соседней Ивано-Франковской области, на аэродроме, где базируются F-16 и по которому Вооруженные силы России нанесли удар. Ранее в Сети появлялись кадры, на основе которых можно было сделать вывод, что F-16 размещены в этом регионе на аэродроме Коломыя.
При этом депутат Верховной рады Марьяна Безуглая заявила вечером 29 августа, что истребитель F-16 сбила ракета украинского комплекса Patriot из-за дискоординации между подразделениями. Пентагон не стал подтверждать, что F-16 был уничтожен украинским зенитно-ракетным комплексом.
По сообщению aif.ru, Месь и военный пилот Андрей Пильщиков участвовали во встречах с американскими законодателями для обсуждения поставок. Пильщиков (позывной Джус) погиб год назад под Житомиром при столкновении учебных самолетов L-39. В итоге переговоров Месь был включен в программу подготовки для управления этими самолетами.
Аналитики допускают, что в ходе массированной бомбардировки в начале недели был уничтожен первый за время СВО F-16, а вместе с ним был убит и Месь. Британская The Sun пишет, что пока неясно, сидел ли Месь в момент удара за штурвалом или находился просто на командном пункте. В своем Telegram-канале координатор николаевского подполья Сергей Лебедев сообщал: «В Ивано-Франковске спрятали два F-16. Как раз в той стороне бахнуло».
Напомним, в понедельник российские военные высокоточным оружием нанесли массированный удар по критически важным объектам на Украине, сообщило Минобороны России. Позже президент Украины Владимир Зеленский признал: это был один из самых мощных обстрелов за время боевых действий. Mash сообщал, что всего по объектам на Украине выпущено порядка 60 ракет и 100 дронов. По неофициальным данным, в 143 точках были поражены скопления живой силы и военной техники. Взрывы были зафиксированы в 10 регионах — в их числе была и Ивано-Франковская область.
В четверг ВВС Украины подтвердили смерть пилота. «Погиб летчик Воздушных сил Вооруженных сил Украины Алексей Месь», — говорится в Telegram-канале воздушных сил. Там добавили, что летчик погиб в воздушном бою 26 августа.
По версии ВВС, подполковник участвовал в отражении последнего российского массированного удара, пытаясь сбить крылатые ракеты и БПЛА. Приказом главкома ВСУ Месю присвоено воинское звание полковника посмертно.
Неназванный американский чиновник подтвердил газете The Wall Street Journal, что ВСУ в понедельник потеряли первый из F-16. Чиновник посетовал, что это случилось «спустя всего несколько недель после того, как первые американские истребители прибыли на Украину». Правда, по версии этого источника, самолет погиб отнюдь не в результате бомбардировки — он попросту упал из-за ошибки пилота. Телеканал CNN со ссылкой на источник в ВСУ тоже уверяет, что Месь погиб не в бою, а в результате авиакатастрофы.
Почему украинские пилоты не справляются с F-16
У ВСУ недостает летчиков, которые могли бы управлять современными машинами, ведь в США прошли обучение лишь шесть украинцев, а самолетов поставили больше, заметил по этому поводу зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев.
«Как установки HIMARS поставляли сразу с натовскими экипажами, чтобы украинцы случайно не нажали не ту кнопку, так и для F-16 нужны западные пилоты. Известно, что на американских тренажерах смогли выучить только шесть украинских летчиков, а истребителей Украина уже получила 10. Не сходится арифметика», — сказал Журавлев NEWS.ru.
По данным Telegram-канала INSIDER-T, даже те, кто прошел обучение, оказались недостаточно компетентными. Так, один F-16 успел получить повреждения из-за неопытности украинского пилота. У истребителя оторвало шасси при посадке. Как уточнил источник канала, поломка некритична, однако потребуется время на ремонт.
Как в США предлагают восполнить нехватку пилотов у ВСУ
Влиятельный сенатор-республиканец Линдси Грэм во время недавнего визита в Киев предложил нанимать ушедших на пенсию пилотов из США для управления F-16. По его словам, это позволит быстрее начать использование самолетов в бою, пока летчики ВСУ проходят обучение за рубежом.
«Я собираюсь поднять этот вопрос. Я попрошу президента Байдена: „Прежде чем вы покинете должность, обеспечьте, чтобы это приглашение было выдано“», — отметил сенатор.
Помогут ли Украине американские военные пенсионеры
На Западе с разных сторон призывают отставных пилотов принять участие в боях на Украине, напоминает заведующий центром ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадим Козюлин. «Особенно активны частные военные компании — им удобнее действовать в таком сером юридическом поле. Идею отправить с помощью ЧВК военных инструкторов на Украину там вполне официально обсуждают и политики», — отмечает он.
По мнению эксперта, прибытие на Украину летчиков из стран НАТО — вопрос времени. «Проблема связана больше с передачей самих самолетов, нежели с подготовкой украинских пилотов или отправкой западных летчиков. Однако надо понимать, что подготовка летчиков для ВСУ будет на Западе все шире и интенсивнее. Ведь российская ПВО эффективно уничтожает и самолеты, и пилотов противника», — говорит Козюлин в беседе с NEWS.ru.
Западная пресса неоднократно сообщала, что к сентябрю на Украину вернется порядка 10 летчиков, готовых управлять F-16, а до конца этого года их число удвоится, отмечает собеседник.
«Возможно, летчиков даже меньше. Их количество зависит от числа переданных Киеву машин, а их счет идет пока что не на десятки, а на единицы. Западные страны долго согласовывают передачу F-16. Здесь есть очевидные юридические и технические сложности, и для Запада нарастить их поставки оперативно — на грани возможного», — предупреждает Козюлин. По мнению депутата Журавлева, пилотов очень мало, поэтому киевские власти берегут их.
«Пилоты — штучный экземпляр. Они точно не остаются без работы, переходя в разряд „солдат удачи“. Поэтому смерть каждого из них — скандал. Тем более если выяснится, что во внутреннем кармане летной куртки лежал американский, немецкий или канадский паспорт. Тогда и населению этих стран придется объяснять, для чего их сограждане гибнут на чужбине», — отмечает Журавлев.
Сколько истребителей F-16 получила Украина
Во вторник Зеленский подтвердил факт первого применения F-16 против российской армии. По его версии, истребители участвовали в отражении массированного удара, пытаясь сбить ракеты, летевшие на энергообъекты. При этом Зеленский пожаловался на нехватку самолетов. «Спасибо партнерам за то, что предоставили эти F-16. Но еще раз: конечно, этого недостаточно, самолетов очень немного», — посетовал президент.
США еще в мае 2023 года разрешили другим странам, на вооружении которых стоят F-16, передать истребители Украине. Нидерланды, Дания, Бельгия и Норвегия выразили готовность отправить порядка 80 машин. Однако сперва украинские летчики, незнакомые с самолетом, должны пройти программу обучения на Западе, в том числе в Великобритании и США.
В конце июля Bloomberg сообщил о прибытии первых F-16 на украинскую территорию. 4 августа Зеленский подтвердил этот факт, позируя на фоне истребителей на одном из аэродромов, предположительно, на Западной Украине. На видео можно было рассмотреть ракеты класса «воздух — воздух» AIM-9 малой (до 50 км) и AIM-120C средней (от 70 до 120 км) дальности пуска.
По прогнозам The New York Times, до конца этого года западные партнеры смогут подготовить около 20 пилотов. Экипаж одного F-16 состоит из двух человек. Таким образом, до конца года Украина сможет задействовать в бою только 10 истребителей. Кроме того, по оценкам The Economist, Киев получит 20 машин, остальные прибудут в течение 2025 года.
Читайте также:
В бой F-16 поведут старики. Что нового придумали в США, при чем тут Курск
Аэродром Староконстантинов: главная взлетка для F-16. Когда его уничтожат?
Россия и США будут биться в небе Украины? За F-16 хотят посадить наемников
Секретное оружие Сырского: Украина готовит России «беспилотный ад»
Где ангары? Почему после двух лет СВО авиация ВС РФ уязвима на стоянках