Судан выступает за создание совместных пограничных сил с Ливией, Египтом и Эфиопией. Между четырьмя соседствующими государствами уже начались соответствующие консультации. Тем временем в Палермо стартовала международная конференция по урегулированию ситуации в Ливии, участники которой настойчиво приглашали приехать командующего Ливийской национальной армией Халифу Хафтара. Впрочем, военачальник охотнее приезжает в Москву, нежели в Италию.

Министр обороны Судана Ахмед Авад бен Ауф сообщил, что в настоящее время его страна проводит переговоры по созданию совместных сил пограничной охраны с Египтом, Ливией и Эфиопией. Выступая перед национальным парламентом, глава оборонного ведомства указал на успех тех мер безопасности, которые уже были предприняты в пограничной зоне Суданом и Чадом. Так, в январе 2010 года два соседствующих государства подписали соглашение, которое поставило точку в долгой истории взаимной вражды, значительным фактором которой стала поддержка и с той, и с другой стороны различных повстанческих формирований. Совместные пограничные войска были развернуты вдоль общей границы в том же году, в соответствии с договорённостью о прекращении поддержки повстанческих вооружённых группировок и трансграничных военных атак. В прошлом году обе страны заявили о намерении увеличить совместные пограничные силы с целью победить террористов. Ситуация в Ливии не может не волновать страны Северной Африки.

Халифa ХафтарФото: Julien Mattia/ZUMAPRESS.comХалифa Хафтар

Именно ливийский кризис стал причиной созыва международной конференции в Палермо, куда ожидался приезд Хафтара, уже посетившего 7 ноября российскую столицу. Позже выяснилось, что список участников засекречен. «Мы не можем разглашать заранее, кто приедет, если это не решают сделать сами участники, по соображениям безопасности», — сказал ТАСС источник в правительственном дворце Киджи. Вероятно, такие меры рассчитаны на то, чтобы Италия сохранила лицо в случае отказа Хафтара приехать. По состоянию на понедельник, 12 ноября, власти Италии не располагали информацией о готовности военачальника прибыть на переговоры. Не исключено, что он примет участие не в основных, а в параллельных консультациях во вторник, 13 ноября. Пока организаторы подтверждают только участие президентов Туниса и Алжира, а также ряда африканских государств, которые граничат с Ливией. Кроме того, на официальном ужине ждут главу Европейского совета Дональда Туска и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини. Несмотря на то, что конференция по Ливии не предполагает самый высокий уровень участия, хотя приглашение получали многие лидеры стран, включая Дональда Трампа и Владимира Путина, приезд в Палермо подтвердил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Российская делегация присутствует в Палермо. На официальном сайте МИД РФ сообщается, что спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов уже успел обсудить создание единых органов власти в Ливии со спецпредставителем генсека ООН Гасаном Саламе. Накануне премьер-министр Италии Джузеппе Конте в интервью газете La Stampa заявил о важности роли Москвы в урегулировании ливийского кризиса. «Наша цель, которую разделяет всё международное сообщество, — добиться стабильности в Ливии, где бы действовали властные институты, избранные народом. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН, как страна, обладающая ведущей ролью на международной арене, может сделать важный вклад в урегулирование», — обратил внимание Конте.

Кирилл Семенов, директор Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам:

В данном случае заинтересованность Судана можно понять, так как районы Восточной Ливии, контролируемые Хафтаром, активно используются в качестве баз суданских повстанческих группировок, воюющих против правительства. Это, прежде всего, подразделения «Суданской освободительной армии» (СОА) и «Движения за справедливость и равенство», которые появились в Ливии в марте 2015 года. Силы СОА представлены обеими её фракциями — Мини Миннави и Абдуль Вахида аль-Нура. Хафтар использует эти силы в качестве собственных наёмников. Поэтому здесь большой вопрос, насколько власти Восточной Ливии и Хафтар, которые контролируют судано-ливийскую границу, могут быть искренни в желании обеспечить безопасность границы с Суданом. А вот Правительство национального единства (ПНЕ) во главе с Сараджем, конечно, всячески бы поддержало подобную инициативу, чтобы перекрыть командующему Ливийской армией доступ к наёмникам, но силы ПНЕ этот участок границы не контролируют.