22 сентября официальный представитель МИД Китая Лу Кан заявил, что Пекин готов вместе с международным сообществом сыграть активную роль в послевоенном восстановлении Сирии и надеется, что другие игроки воспользуются улучшением обстановки в стране. Ранее спецпосланник китайского правительства по САР Си Сяоянь заметил, что если КНР получит официальное приглашение, она готова участвовать в астанинском процессе сирийского урегулирования в качестве наблюдателя.

До гражданской войны Китай был важным торговым партнёром Сирии, оборот с которой составлял более двух миллиардов долларов. И он даже в большей степени, чем Россия, был озабочен и расстроен «арабской весной», поскольку понёс от этого большие потери. На протяжении всего сирийского конфликта отношения между Пекином и Дамаском не прерывались — дипломатическое представительство КНР продолжало свою работу, как и посольство РФ.


Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, специально для News.ru:

— Это не первое заявление со стороны китайских властей об их возможном участии в восстановлении Сирии. Как одна из немногих дружественных сирийскому режиму стран, КНР претендует на важные и самые «вкусные» нефтяные активы и даже на проекты в области промышленности. Китай не выступал в первых рядах, как мы, но всегда давал понять, что его предпочтения на стороне Асада. Китай выдавал кредиты сирийскому правительству и поставлял грузы военного назначения в сирийскую армию — камуфляж, снаряжение, транспорт (армейские автомобили BAIC BJ2036 Yongshi) и некоторые лёгкие виды вооружений.

Поэтому если он начнёт активно участвовать в восстановлении страны, то будет концентрироваться на районах, занимаемых правительственными силами. Если сирийскую оппозицию удастся интегрировать в том или ином виде в политическую систему, то китайцы могут начать работу и в районах зон деэскалации. Тем более что им будет довольно легко найти общий язык с оппозицией, потому что у КНР остаются мощнейшие политические и особенно экономические связи с её спонсорами — монархиями Персидского залива.


По сообщениям СМИ, несмотря на то что для восстановления сирийской экономики понадобятся десятки миллиардов долларов, КНР, как и прежде, рассматривает вариант включения Сирии в свой проект «Один пояс — один путь». В начале 2017 года Пекин и Дамаск подписали два соглашения о предоставлении САР на безвозмездной основе гуманитарной помощи в размере 16 миллионов долларов. 9 июля 2017 года в Пекине Китайско-Арабской ассоциацией по взаимному обмену при поддержке посольства Сирии было проведено мероприятие под названием «День Сирии», в котором приняли участие около тысячи представителей китайских инвестиционных и строительных фирм. К настоящему моменту стороны заключили серию договоров о сотрудничестве в области водных ресурсов, сельского хозяйства, здравоохранения, туризма, нефти и газа.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В этом смысле, по мнению экспертов, Китай не только в курсе возможных проектов по восстановлению сирийской экономики и инфраструктуры, но старается оттеснить возможных конкурентов. Тем более что до войны Пекин вкладывал инвестиции в нефтяную промышленность, в том числе в работы по разведке и освоению месторождений. Китайская национальная нефтяная компания имела и, возможно, до сих пор имеет акции двух сирийских компаний, работавших на месторождении Хайян.


Эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов в интервью News.ru заметил, что:

— Публикации некоторых ближневосточных СМИ о том, что Китай выигрывает войну в Сирии без единого выстрела, довольно логичны: кто восстановит инфраструктуру и предложит большие проекты, тот и будет иметь реальное влияние в стране.

Китай всячески стремился избегать вовлечения в конфликт даже под предлогом борьбы с терроризмом. Мотивировалось это именно экономическими связями с суннитскими монархиями, желанием дальше участвовать с ними в совместных сырьевых разработках. При этом китайцы взаимодействовали не только с Дамаском — есть данные об их контактах с сирийской оппозицией. Поэтому теоретически при достижении стабильности и гарантированного режима прекращения огня Пекин готов работать на территориях, подконтрольных как режиму, так и оппозиции. Более того, для того чтобы быстрее привлечь Китай к экономическим проектам, России придётся ему что-то уступать, а он, конечно, первым делом заинтересуется сырьевым сектором.