Глава МИД РФ Сергей Лавров совершил двухдневную поездку в один из промышленных городов Японии, чтобы принять участие в министерской встрече G20. В то время как «двадцатка» обсуждала общие для стран группы вопросы развития экономики и цифровых технологий, министр сконцентрировался на решении двусторонних вопросов: российско-японских и российско-американских. С подробностями визита министра в Нагою — спецкорр News.ru.

Первый день визита Лаврова в Нагою начался с двусторонней встречи с новым главой МИД Японии Тосимицу Мотэги. Впервые министры встретились на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, в Нагое же им удалось провести более обстоятельные переговоры. Тема их была ясна изначально: на повестке двух стран стоит вопрос заключения мирного договора. С тех пор как президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ условились возобновить усилия по достижению соглашения в 2018 году, серьёзных подвижек не произошло. Однако Мотэги не унывает и с новой силой готов продолжить дело своего предшественника Таро Коно. Как рассказал журналистам Лавров, глава МИД Японии в декабре совершит свой первый визит в Россию. По его словам, одной из тем предстоящей встречи станет в том числе военный альянс Токио с Вашингтоном и заявления США о необходимости подобного союза в связи с угрозой со стороны России и Китая.

Сергей Лавров и Тосимицу МотэгиФото: МИД РФ/flickr.comСергей Лавров и Тосимицу Мотэги

Мы, конечно, привлекли на встрече с министром иностранных дел Японии внимание к тому, что это расходится с заверениями, которые нам дают японцы, о ненаправленности японо-американского военно-политического альянса против Российской Федерации. Конечно, это будет одной из центральных тем нашей дискуссии, — сказал Лавров журналистам.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Совершенно неожиданной стала встреча Лаврова с замгоссекретаря США Джоном Салливаном, кандидатуру которого на пост посла страны в России выдвинул американский лидер Дональд Трамп. О подготовке американо-российских контактов на полях министерской встречи «двадцатки» заявила официальный представитель Госдепа США Морган Ортагус. Как пояснили News.ru в российской делегации, встреча должна была состояться с Лавровым 23 ноября. Представителей СМИ на неё не пустили — по данным источников News.ru, по просьбе американской стороны.

Мы с ним в общем-то обсудили роль этой группы (G20) в международных отношениях, подтвердили поддержку этой структуры, она отвечает интересам всех и создаёт хорошую площадку для достижения общеприемлемых договорённостей. Разумеется, мы знаем, что Джон Салливан проходит процедуру утверждения на пост посла Соединённых Штатов в Российской Федерации. Говорили мы и о том, как нам решать многочисленные проблемы, накопившиеся в наших отношениях, тем более, что Джон Салливан в его нынешнем качестве возглавлял свою делегацию на переговорах с Российской Федерацией по стратегической стабильности, сказал Лавров, отвечая на вопрос News.ru, добавив, что беседа с Салливаном была полезной.

Джон СалливанФото: U.S. Embassy Kyiv Ukraine/flickr.comДжон Салливан

Сами переговоры длились не дольше получаса из-за плотного графика российского министра: до этого он уже успел встретиться с главами МИДов Китая и Испании. Учитывая бэкграунд Салливана, можно предположить, что темой переговоров стало в том числе и продление Договора о стратегических и наступательных вооружениях СНВ-3, срок которого истекает в 2021 году. Москва настаивает на продлении договора, в то время как США пока не подтвердили своей готовности к этому. Важным фактором в этом вопросе является желание Вашингтона втянуть в соглашение Китай, в то время как в Пекине такой сценарий даже не рассматривают. Сам Салливан говорил о необходимости модернизации ядерной триады США, чтобы страна не отстала от России и Китая. Диалог по стратегической стабильности в таких условиях вряд ли будет лёгким.

Позитива в текущую повестку российско-американских отношений не вносят и грядущие в 2020 году выборы президента США, дополнительную интригу которым добавила и запущенная демократами процедура импичмента Трампа. С учётом длительности согласования кандидатуры Салливана на пост посла как в Вашингтоне, так и в Москве, до смены президента последний может пробыть в российской столице всего лишь несколько месяцев. В случае же импичмента поездка и вовсе может быть под вопросом. Для Салливана принципиальным моментом является переизбрание Трампа на новый срок: в противном случае даже провал попытки сместить президента с должности до выборов не будет иметь никакого значения. Именно победа Трампа гарантирует Салливану полноценный срок в качестве посла в России.

Для самой Москвы кандидатура замгоссекретаря США выглядит довольно проблематичной с учётом откровенно антироссийской направленности высказываний последнего. Однако текущий уровень американо-российских отношений и их тесное сплетение с внутренней политикой США вряд ли позволят внести какой-либо позитив в двустороннюю повестку.