Настоящее политическое землетрясение произошло в Малайзии. Самый старый политик в мире собирается вступить в должность премьера после ошеломительной победы над коалицией, которая правила страной на протяжении 60 лет с момента провозглашения независимости от Британии. «Да-да, я всё ещё жив», — пошутил на ночной пресс-конференции после выборов 92-летний Махатхир Мохамад, пообещав как можно скорее сформировать новое правительство. Сейчас он ждёт утверждения свой кандидатуры 48-летним королём Малайзии Мохаммадом V. Во время паузы в СМИ стали распространяться слухи о том, что монарх выступает против Махатхира, а проигравшая коалиция не признаёт итоги выборов и пытается перекупить своих оппонентов, предлагая оппозиционным кандидатам по $6 млн. Но если что-то подобное и имело место, то оно так и осталось за кулисами.
«Альянс надежды» (Pakatan Harapan) Махатхира, созданный в 2015 году из четырёх оппозиционных партий и разделяющий левые и центристские взгляды, получил большинство в Палате представителей конституционной монархии — 113 мест. Это при том, что правящий «Национальный фронт» (Barisan Nasional) выигрывал выборы 13 раз подряд и пять лет назад получил 133 из 222 возможных депутатских мандатов (на нынешних выборах — 79).
В прошлом Махатхир Мохамад сам представлял ведущую партию «Объединённая малайская национальная организация» в коалиции «Национальный фронт». Он правил страной в течение 22 лет (1981–2003), но два года назад вернулся в политику, чтобы бросить вызов своему протеже, премьеру Наджибу Разаку, на 14-х всеобщих парламентских выборах. Три года назад вокруг основанного премьером государственного инвестиционного фонда 1MDB (1Malaysia Development Berhad) разгорелся скандал из-за вроде как нецелевого использования около $4,5 млрд. Журналисты также обнаружили на личном счёте Наджиба $700 млн и отследили покупку ожерелья с розовыми бриллиантами стоимостью 23 млн для жены премьера.
Разбирательства в Малайзии были прекращены, но Минфин США в прошлом году начал собственное расследование. Наджиб Разак всё отрицает и уверяет, что стал жертвой направленного на его свержение политического заговора, замечает Euronews. Между тем не только коррупционный скандал и подмоченная репутация премьера и всего некогда доминирующего политического объединения стали причиной выхода из него в 2016 году Махатхира Мохамада и его участия в предвыборной гонке. Наджиб также отменил субсидии на топливо, внедрил в 2015 году непопулярный в народе 6-процентный налог на товары и услуги, подавлял инакомыслие и т.п.
Насколько долго Махатхир собирается пробыть у власти — пока не ясно, поскольку ранее он заявлял, что она ему не нужна и что он готов уступить премьерское кресло заключённому по обвинению в содомии оппозиционному лидеру, бывшему заместителю премьера Анвару Ибрагиму, освобождения которого будет добиваться. По словам противников «Нацфронта», обвинения против Анвара Ибрагима были сфабрикованы по политическим мотивам. Ирония в том, что Махатхир, который сам сделал многое для борьбы с малайзийским демократическим институтом своим авторитарным стилем правления, вернулся как политический спаситель.
Многие эксперты не верили в успех коалиции под руководством бывшего премьера. Победа над «Нацфронтом» стала возможной благодаря «цунами в Малайзии», когда все основные этнические группы выступили против правящей коалиции, отмечает Al Jazeera. Махатхир уже сказал, что не намерен устраивать «охоту на ведьм», главное, чтобы деятельность Наджиба находилась в правовых рамках. «Мы не хотим наказывать людей только потому, что они не согласны с нами, но закон будет полностью реализован в этой стране, — сказал 92-летний политик. — Раньше верховенства закона не было».
Махатхир Мохамад признаёт свой авторитарный стиль правления и что в прошлом он активно прибегал к диктаторским мерам правления и политическим репрессиям в отношении своих оппонентов. Однако «силовая деятельность» не помешала ему получить негласный титул «отца современной Малайзии», поскольку ему удалось превратить страну из «сонного завала» в одну из современных индустриальных стран региона со столицей-мегаполисом Куала-Лумпуром, одна из достопримечательностей которой — 88-этажные башни-близнецы «Петронас» (Petronas Towers). Одним из предвыборных обещаний Махатхира было продолжение сотрудничества с Китаем, в том числе в рамках его проекта Нового шёлкового пути, однако, по его словам, условия некоторых сделок могут быть пересмотрены. В апрельском докладе Nomura отмечалось, что Малайзия — один из крупнейших получателей китайских инвестиций в Азии, объём которых оценивается в $34,2 млрд. Этот факт давал повод оппозиции говорить о том, что власть «продала» страну КНР.
Несмотря на эйфорию в стане оппозиции, её победа ставит перед страной много важных вопросов. Насколько органично будет организовано помилование Анвара Ибрагима, решение о котором должен принять король? Каким образом будет безболезненно выстроен процесс первой в истории страны передачи власти хоть и знакомому, но пострадавшему в том числе и от Махатхира оппозиционеру? Сможет ли «Нацфронт», который в различных формах управляет страной и входит во все сферы управления, если не отказаться, то поделиться властью? И, наконец, насколько устойчива разрозненная и относительно новая коалиция? Пока у победивших прямых ответов нет.